24 апреля 2009| Макинтайр Дональд, капитан Королевского ВМФ Великобритании

Британские противолодочные корабли против немецких субмарин

Дональд Макинтайр

К 22-му числу мы подошли к центральной части Атланти­ки, недостижимой для наших самолетов, которую по этой причине облюбовали для своей деятельно­сти немецкие субмарины.

Но в этот раз их ожидал неприятный сюрп­риз. Среди кораблей сопровождения присутство­вал первый из больших авианосцев «Байтер» и корабли его охранения — четыре эсминца. На­чали поступать сообщения от Гарольда Уокера не отходившего от своих приборов. Судя по все­му, к нам приближалась патрульная группа не­мецких подлодок.

А на следующий день, в пятницу 23 апреля, я услышал его восторженный голос по телефо­ну. Он доложил, что вражеская субмарина на­ходится не далее чем в десяти милях. Пеленг первоклассный. Приказав ближайшему корве­ту следовать за собой на малой скорости, я по­вел «Вечернюю звезду» на полной скорости в направлении, откуда пришел сигнал подлодки. Через несколько минут я увидел на горизонте черное пятно, окутанное белым туманом. Вне всякого сомнения, это была немецкая лодка. Очевидно, заметив нас, ее капитан приказал срочное погружение. Но мы успели засечь ее позицию. Снизив скорость, я приказал начать гидролокационный поиск. Некоторое время ни­какого эха не было. Неужели мы упустили врага? Нет. Вот он. Сигнал был ясным и устойчи­вым. Контакт был установлен.

Настало время проверить «ежа» в действии. Оставив Билла Ридли следить за работой гидроакустиков, я вывел «Вечернюю звезду» на боевую позицию. Все шло нормально. Условия для атаки были самыми подходящими. Контакт с целью был установлен. Затем раздался голос Билла Ридли: «Огонь!» Стыдно признать, но абсолютно ничего не произошло. Потребовалось время, чтобы понять, что случилось.

Незнакомые с этим новым для нас оружием, мы не поняли, что бомбы, выстреливаемые «ежом», имеют сложную систему предохраните­лей, необходимых для обеспечения безопасности. Перед выстрелом их следует по очереди вынуть. И требуется довольно длительный период вре­мени, чтобы привести в боевую готовность двадцать четыре бомбы. У орудийного расчета меж­ду установлением контакта и получением коман­ды «Огонь!» не было времени для выполнения этой операции, по этой причине приказ не был выполнен. На учебных стрельбах использова­лись учебные бомбы, не имевшие предохрани­тельных устройств, но об этом никто не подумал.

Теперь мы должны были достать эту прокля­тую лодку любым способом. Иначе позора не оберешься! К счастью, условия для гидролока­ционного поиска были хорошими, и, хотя лодка ушла на большую глубину, мы сумели сохранить контакт и начать традиционную атаку глубинны­ми бомбами. Один раз немцу удалось сбить нас с толку, но мы были настороже. Билл Ридли быстро заметил ошибку и вернул операторов к истинной цели.

Подошел «Клематис» и тоже начал действо­вать. Мы провели еще одну атаку, в которой вместе с традиционными бомбами использовали еще одно новое оружие — однотонную глубин­ную бомбу. По сути, это была та же торпеда, но без двигателей. Запустили ее из наших торпед­ных отсеков.

После этого гидроакустики услышали стран­ные шумы. Такие издает всплывающая подвод­ная лодка. Напряжение возрастало, мы вгляды­вались в морскую даль, ожидая в любой момент увидеть на поверхности немецкую субмарину. Глубина в этом месте была намного меньше. Появился еще один шанс испробовать «ежа». На этот раз все двадцать четыре бомбы по команде отправились по назначению.

Кажется, мы даже перестали дышать. Мгно­вения растянулись в бесконечные часы. И тут раздалось два громких взрыва. «Мы его достали!» — воскликнул Билл, захлебываясь от вос­торга. И был прав. Получив большие пробои­ны, «U-191» затонула со всем экипажем. Вско­ре стало ясно, что мы отправили на дно вожака «волчьей стаи». Радиопеленгаторы не обнаружи­ли больше ни одной цели. К тому же неоцени­мую помощь оказывали «свордфиши» с «Байтера», патрулирующие неподалеку. В последую­щие двое суток враг нас не беспокоил и конвой спокойно шел своим курсом. А мы наслаждались сознанием того, что, если кто-то где-то заметит немецкую субмарину, на это место можно будет послать самолет, который прибудет туда намно­го быстрее, чем моя «Вечерняя звезда», которая хотя и может развивать скорость до 30 узлов, но самолетом все-таки не является. Именно это и произошло в Пасхальное воскресенье, но не ря­дом с конвоем, а в тридцати милях в стороне, неподалеку от того места, где находился «Байтер». Получив сигнал и уточнив пеленг, мы бы­стро передали сообщение на «Байтер». Вскоре после этого один из патрульных самолетов заме­тил немецкую лодку.

Субмарина погрузилась слишком быстро, что­бы самолет успел ее атаковать. Но один из со­провождавших «Байтер» эсминцев, носивший имя «Первопроходец» («Pathfinder») (коммандер Гиббс), прибыл в заданный район, устано­вил контакт с целью и быстро отправил «U-203» на дно. Это был яркий пример эффективного взаимодействия воздуха и моря. Только так и должно было быть всегда.

Печатается в сокращении.

Источник: Дональд Макинтайр Охотники за подводными лодками. Британские противолодочные корабли против немецких субмарин. 1941-1944 гг. Издательство: Центрполиграф, 2002 г.

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)