21 апреля 2010| Тихон (Шевкунов) архимандрит

Исторические персонажи как оружие информационной войны

Архимандрит Тихон (Шевкунов), 12 ноября 2009 в РИСИ на круглом столе

В сентябре 2009 года, в разгар навязанных нам дискуссий о личности генерала Власова, я имел неосторожность напечатать в «Известиях» следующее: «…Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее».

У меня состоялась встреча со студентами нашей московской Сретенской семинарии. Это высшее учебное заведение, здесь учатся студенты со всей России. Сначала я обратился к самым младшим, к 1 курсу, и задал им вопрос, знают ли они, кто такой генерал Карбышев? Из 35 человек подняли руку только двое. На втором курсе имя генерала Карбышева знали тоже двое, на третьем, четвертом – двое-трое. И только на пятом курсе, где в семинарии читается специальный курс отечественной истории ХХ века о Карбышеве знали.

Замечу, что наши студенты воспитывались в православных семьях, где любовь к Родине, в большинстве случаев, прививается и культивируется с детства. Думаю, что родители этих студентов, также как и я, будут поражены результатами этого опроса. Скорее всего, они твердо уверены, что такого рода знания, несомненно, сообщаются детям в школе.

Нам говорят о нецелесообразности единого учебника по истории нашей страны, приводят аргумент, что учебники должны быть разнообразными, выражать различные точки зрения. Но складывается тревожное впечатление, что при всем декларируемом разнообразии, эти учебники как раз удивительно однообразны: студенты Сретенской семинарии приехали со всей России, а значит, учились по разным учебникам, но результат один: почти никто не знает о такой личности, как генерал-лейтенант Дмитрий Михайлов