18 марта 2011| Бугайский Виктор Никифорович, главный конструктор

Как создавался Ил-2

Виктор Никифорович Бугайский

Бугайский  Виктор Никифорович родился в селе Ипатово Ставропольского края. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ). С 1934 по 1958 год работал в КБ С.В.Ильюшина: инженером, ведущим конструктором по испытаниям, ведущим конструктором, заместителем главного конструктора (с 1940). Главный конструктор завода №381 в Ленинграде (1940), главный конструктор завода №18 в Куйбышеве (1941), заместитель главного конструктора завода №240-ОКБ С.В.Ильюшина (1946), ведущий инженер по летным испытаниям Ил-28 (1948), главный конструктор завода №240 (1957).

В июле 1940 г. меня вызвал Сергей Владимирович Ильюшин и сказал: «По само­лету Ил-2 разворачивается большая работа. Я ожидаю, что эта работа для нашего КБ станет главной. Самолет будет строиться на несколь­ких заводах с привлечением многих заводов-поставщиков комплек­тующих изделий: моторов, вооружения, и особо сложной задачей окажется изготовление бронекорпусов. Нужен человек, который бы возглавил эту работу и жил только этими заботами. Мне одному это не под силу, к тому же надо не забывать перспективу: создавать новые самолеты. Я подумал и решил, что наиболее подходящим для этой ро­ли являешься ты. Предлагаю быть моим заместителем по самолету Ил-2. Комплектуй бригаду конструкторов и выезжай в Ленинград».

Для меня решение Сергея Владимировича было, как гром среди ясного неба. Мне было двадцать восемь лет. В ОКБ я проработал все­го шесть лет, С.В. Ильюшин казался мне недосягаемой величиной, и вдруг стать его заместителем, в голове это даже не укладывалось… Времени на раздумья не было. Это был жизненный шанс, и упустить его было нельзя. Я дал согласие. С.В. Ильюшин видно давно имел на меня виды: в предыдущие годы он много уделял мне внимания и про­вел меня по всем этапам конструкторских работ. Я работал в группах расчетов на прочность, крыла, фюзеляжа, ведущим инженером по из­готовлению опытного самолета Ил-2, а затем по его летным испыта­ниям. Проводил заводские и Государственные испытания самолета.

Объективно оценивая обстановку в КБ С.В. Ильюшина, я был наиболее подготовлен для выполнения роли заместителя главного конструктора по самолету Ил-2.

Ко всему прочему, работая в КБ, я много занимался обществен­ной работой. Общественная работа дала необходимый опыт работы с людь­ми. Я быстро находил контакты, умел вести разговор и полемику, од­ним словом, был коммуникабелен. Молодость в то время не считалась пороком или недостатком: все руководители, как правило, были мо­лодыми: первому заместителю наркома авиационной промышленно­сти П.В. Дементьеву было всего 32 года, Наркому Д.Ф. Устинову — 33 года.

Как поется в песне: «Были сборы недолги». Я скомплектовал группу конструкторов по разным специальностям и выехал в Ленинград. Так началась моя ленинградская эпопея, полная трудностей и опасных ситуаций.

Наша группа прибыла в Ленинград. Разместили нас в гостинице «Октябрьская», что у Московского вокзала. Завода как такового не было. У ряда ленинградских заводов были отобраны производствен­ные площади и началась организация двух авиационных заводов N380 и N381. В пригороде Ленинграда развернулось строительство большо­го авиационного комплекса. Головным был определен завод N381, на нем было организовано конструкторское бюро. Меня назначили глав­ным конструктором завода N381 с сохранением за мной должности заместителя главного конструктора ОКБ С.В.Ильюшина.

Директором завода N381 был назначен недавно возвратившийся из США Т.Х. Филимончук, представительный мужчина, с обликом американского бизнесмена. Человек добрый, коммуникабельный, чрезвычайно энергичный. Трудно себе даже представить какая слож­нейшая задача легла на плечи нового директора: необходимо было в течение одного года организовать на пустом месте новый авиацион­ный завод и освоить на нем выпуск самолетов Ил-2. Фантастика! «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» И как это не фантастично, нам удалось за этот год «сказку сделать былью»: завод был организо­ван, в заданные сроки был собран первый серийный самолет Ил-2. Весной 1941 г. В.К. Коккинаки совершил на нем первый вылет на Ко­мендантском аэродроме. Надо отметить колоссальную помощь в ор­ганизации завода, которую оказал первый секретарь горкома А.А. Кузнецов. А.А. Кузнецов в обращении был прост, внимателен и глубоко интеллигентен. Чувствовалось, что это очень добрый, отзывчивый че­ловек. Он был очень интересным, располагающим к себе собеседни­ком, умным, широко эрудированным, добропорядочным. Это был об­разец руководителя. В общении с ним не чувствовалось скованности, напряженности, беседы велись в спокойных тонах, хоте­лось раскрыться и говорить, что думаешь и знаешь.

А.А. Кузнецов уделял исключительное внимание работам по созданию авиационного комплекса в Ленинграде. Часто бывал у нас на заводе, интересовался ходом работ, всемерно помогал. Просил оз­накомить его с конструкцией самолета Ил-2 и его данными. Заходил ко мне в кабинет, садился за стол, на котором были разложены чертежи и описания самолета, и внимательно изучал, ему хотелось знать все: особенности, примененные материалы, технологию изготовления, боевые возможности штурмовика. Я проникся к Кузнецову большой симпатией и уважением. Забегая вперед, скажу, что когда было со­стряпано Берией и Маленковым «Ленинградское дело», я не мог пове­рить в виновность А.А. Кузнецова: это было явно неправдоподобно.

Кузнецов заявил нам с директором, что в Ленинграде создан мощный промышленный комплекс. Ленинградцы все могут сделать, а вот авиационных заводов в городе нет, и мы решили с товарищем Ждановым, что нам необходимо создать в Ленинграде авиационный комплекс. Обращаясь ко мне, Кузнецов сказал: «А Вы, Виктор Никифорович, настраивайтесь на постоянную работу в Ленинграде. Мы Вам создадим такие условия, каких нет ни у одного главного конст­руктора. Научных, инженерных сил в Ленинграде много, это позволит нам создать для Вас мощное конструкторское бюро и производствен­ную базу опытного строительства».

Для руководства завода, прибывшего из Москвы и проживающего в гостинице, готовили хо­рошие квартиры в центре города, выделили дачи рядом с дачей Репи­на и проявляли другие заботы.

Шли дни и месяцы в трудах и хлопотах. И вот неожиданно гря­нул гром! В одно из воскресений в конце 1940 года, утром, в гостини­цу ко мне зашел сильно взволнованный и удрученный директор заво­да Т.Х. Филимончук и сказал: «Виктор Никифорович, беда! Вчера поздно вечером меня вызвали к Жданову. В кабинете находился ди­ректор Кировского завода Зальцман. Жданов заявил нам, что он был в Москве и товарищ Сталин ему поручил проверить, как идут дела с из­готовлением бронекорпусов для самолета Ил-2 на Кировском и Ижорском заводах. Поэтому он пригласил нас и просит доложить».

Из дальнейшего разговора с Трифоном Христофоровичем я уз­нал, что Зальцман доложил Жданову о высоком темпе работ и об осо­бом внимании, которое уделяется этому заданию, но завод при его выполнении столкнулся с большими трудностями. Чертежи, передан­ные кировцам главным конструктором Ильюшиным, выполнены в расчете на применение планово-шаблонного метода, принятого в са­молетостроении, а не в традиционном для таких заводов виде. Закон­чил Зальцман свой доклад словами: «У меня на заводе находится за­меститель главного конструктора С.В.Ильюшина Бугайский, которого я перевел на казарменное положение и он вместе с нашими техниче­скими руководителями проводит бесчисленные изменения, исправляя ошибки в чертежах КБ С.В.Ильюшина. Для иллюстрации я хочу пока­зать по каким чертежам мы работаем!», — и он эффектно положил на стол А.А. Жданова папку с рваными, замасленными, исчерченными цветными карандашами чертежами.

Жданов посмотрел на чертежи и сказал: «Это не чертежи, а тряпки! Я поручу горкому разобраться с положением и кого-то из Вас, Бугайского или Зальцмана, посажу!» Затем он обратился к Филимончуку: » А что это за человек Бугайский?» «Это молодой и очень толко­вый конструктор, у меня о нем самое хорошее мнение», — ответил Трифон Христофорович.

Я не из трусливого десятка, не теряю в опасных ситуациях са­мообладания, наоборот, в таких случаях появляется собранность, ка­кое-то спокойствие и ясность мысли. Но то, что сообщил мне Филимончук, потрясло меня основа­тельно. Я подумал: «Кто я, и кто Зальцман. Я молодой человек, не имеющий еще никаких заслуг — а Зальцман — директор знаменитого завода, член обкома, член ЦК. Несравнимые величины… И я решил, что если будут сажать, то посадят меня». Целый день я, как говорится, не пил, не ел, а только курил папиросы одна за одной. За день похудел и почернел.

На другой день, обдумав все, я написал докладную записку в горком партии и поехал с ней к заведующему отделом оборонной промышленности горкома Кацнельсону. Он внимательно прочитал мою докладную, расспросил о действительном положении дел и ска­зал: «Вы не волнуйтесь, мы знаем Зальцмана: он любит эффекты и не всегда дает достоверную информацию. Мы разберемся и все станет на свои места».

В тот же день Зальцман, прибыв на завод вместе с главным ин­женером завода Бондарко, внимательно разобрался с состоянием дел по изготовлению бронедеталей, снял начальника штамповочного цеха и перевел его в дворники. Сделал перестановку в техническом руко­водстве, усилил хорошими специалистами участок, назначил за выполнение заказа высокую премию и за 15 дней выполнил задание в установленные сроки.

Спустя несколько дней после встречи у Жданова мне позвонили из Москвы и сказали, чтобы я завтра утром встретил С.В.Ильюшина. На другой день я был на вокзале, подошла «Красная стрела» и из ва­гона вышел Сергей Владимирович. Я никогда не видел Ильюшина в таком состоянии: погасли глаза, он ссутулился, поник, пропала свой­ственная ему энергия и быстрота действий. Передо мной стоял тихий, скромный, угасший человек. Это был не Ильюшин, какого я все­гда знал. Пошли устраивать его в гостиницу, он рассказал, что вчера вечером у него дома раздался телефонный звонок:

«Говорит Сталин. Товарищ Ильюшин, мы Вам оказали доверие, а Вы нас подводите! Почему Вы передали некачественную докумен­тацию Зальцману? Учтите, мы можем привлечь Вас к ответственно­сти», — и положил трубку. После такого разговора со Сталиным Сер­гей Владимирович, конечно, был потрясен и напуган, как всякий дру­гой человек в то время. Он собрал портфель и через два часа выехал в Ленинград.

Мы как могли, стали его успокаивать, рассказали о действитель­ном положении дел, о принятых мерах и отношении горкома к этому случаю. Сергей Владимирович немного успокоился и в этот же день мы поехали на встречу с руководством горкома партии объяснить действительное состояние дел. А оно заключалось в следующем: Ки­ровский завод, получив задание на изготовление бронедеталей, этому заданию не придал особого значения. Для такого завода это был рядо­вой заказ. Зальцман этим заказом сам лично не занимался и не знал состояния дел. Я имел дело с главным инженером завода Бондарко и цеховыми работниками. Действительно, при изготовлении простран­ственных деталей двойной кривизны встретились трудности, но вме­сте с чертежами нами был передан на Кировский завод макет-болванка бронекорпуса самолета, выполненный с большой точно­стью, на котором была сделана разметка всех деталей, их размеры и указаны необходимые отверстия.

Чертежи же, которые Зальцман демонстрировал Жданову, он собрал на рабочих местах в цехе. Они были промаслены и на них тех­нологи цветными карандашами нанесли для себя дополнительную информацию. В связи с тем, что Кировский завод обеспечил поставку бронедеталей в установленный срок, вопрос закрылся, и никого не по­садили.

Печатается в сокращении.

Источник: Бугайский В.Н. Эпизоды из жизни главного конструктора самолетов и ракетно-космических систем. М., 2007.

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)