4 мая 2007| Скобликова Антонина Андрияновна

Неравный бой

Шел тяжелый военный 1942 год… Мы вчетве­ром, Маша Кириллова, Катя Федотова, Саша Егорова и я, работали инструкторами-летчиками в аэроклубе в Уфе. Всем нам хотелось попасть на фронт. И вот однажды мы написали письмо Марине Михайлов­не Расковой. Вызов не заставил долго ждать.

Мы в Энгельсе, Проходим теоретическую подготовку, осваиваем новые самолеты, изучаем вооружение и различные военные, для нас совершенно новые, дисциплины. Нам, всей четверке, очень хотелось попасть в одну эскадрилью. Наша просьба была удовлетворена. И вот после напряженной учебы мы самостоятельно летаем на бо­евом самолете, выполняем учебные задания по бомбометанию. Освободив одиночные полеты, мы приступили к отработке слетанности звеньями и девятками, и, наконец, 1 декабря 1942 года наш полк вылетел на фронт.

Командир 1-й эскадрильи ст. лейтенант Надежда Федутенко, начало 1943 г.

Первый боевой вылет в полку произвело звено эскадрильи Федутенко. Самолеты выруливают на старт. Мы взволнованно следим за ними. Вот они взлетели, пошли на цель — бомбить немецкие позиции. Вот самолеты стали маленькими точками на горизонте. Мы не уходим с аэродрома и, волнуясь, ждем возвращения.

Через час самолеты уже пролетают над аэродромом. Мы считаем: все ли? Все!

Один за другим они идут на посадку и быстро заруливают на стоян­ку. Экипажи выходят из самолетов и идут на командный пункт доло­жить о выполнении задания. Окружив своих подруг, мы расспрашиваем о впечатлениях первого боевого вылета: «Что видели? Встретили ли истребителей противника?»

С каждым вылетом в строй входили все новые и новые экипажи. И вот первый наш полет всем полком. Сбор девяток над аэродромом ис­требителей прикрытия. Полк в сборе. Курс на Тракторный. Погода яс­ная. Голубое прозрачное небо, только по горизонту маленькая прозрач­ная дымка. Вот позиции врага, вот их тылы. Мы наносим бомбовый удар по захватчикам…

Так началась наша боевая жизнь.

Весна 1943 года.

Цветет Кубань. Спокойно и величаво, словно их не касалась война, стоят среди зеленых полейкубанские станицы, а рядом на Таманском полуострове идут ожесточенные бои. Мы расположились в станице Выселки, в школе. Время горячее, боевое. Наступающей пехоте требу­ется помощь авиации.

2 июня. Теплое утро. Свежий ароматный воздух. Мы уже на аэро­дроме, рассматриваем цель на карте и намечаем маршрут полета. Наша задача — бомбардировать сильно укрепленную фашистами высоту 101,3 на южной окраине станицы Киевской.

Ракета! По самолетам! Эскадрилья поднялась в воздух и, сделав круг над аэродромом истребителей прикрытия, — чтобы и они успели взле­теть и пристроиться к нашей группе, — направилась к линии фронта. Ведущий группы — Женя Тимофеева. Ее штурман — Валя Кравченко, славившаяся мастерскими бомбовыми ударами. 

Подлетаем к линии фронта. Облачность 400—600 метров. Найдя цель, заходим с юга и наносим удары по фашистским позициям. Теперь разворот — и обратно домой. В это время из-за облаков нас атакуют фашистские истребители. Все наши экипажи дружно открывают огонь. Восемь «мессершмиттов» заходят для атаки одновременно со всех сто­рон и с очень близких дистанций. Подбиты самолеты Ольги Шолохо­вой и Кати Федотовой. Они выходят из строя и со снижением тянут к линии фронта.

А в это время противник атакует левое звено, ведущим которого Маша Долина, правым ведомым — Маша Кириллова, а левым — я. За моим самолетом появляется белая струя — признак течи бензина. В следующей атаке загорается мотор самолета Маши Долиной. Еще ата­ка — и у Долиной горит второй мотор. Ухудшается управление моего самолета, в работе моторов появились перебои. Мы с Машей отходим от группы и идем на посадку. Долина сажает горящий самолет в поле, а я стараюсь дотянуть до соседнего аэродрома. Только успела произвес­ти посадку, как моторы заглохли. К моему самолету подъехал коман­дир истребительного полка и начал было горячиться: «Расселся на по­садочной полосе и выключил движки! Обрадовался, что сел!» Я вылезла из самолета и доложила о случившемся. Он был крайне удивлен и даже несколько смущен, а потом уже совсем другим тоном заключил:

— Я никогда не поверил бы, что девушки летают на «Пе-2». Мы наблюдали ваш бой. Молодцы! Вы просто герои, такой натиск «мессе­ров» выдержать!

Он немедленно направил автомашину за экипажем Маши Долиной, а мой самолет оттянули трактором в укрытие. Через некоторое время приехал экипаж Маши Долиной. Мы были очень рады, что они не по­страдали при посадке горящего самолета.

Наступил вечер. Мы с большим интересом наблюдали за работой наших сестер по оружию — девушек из полка майора Бершанской, ко­торые на своих легких самолетах «По-2» всю ночь возили смертонос­ный груз, не давая противнику передышки.

Много было приятных встреч, воспоминаний и задушевных разго­воров. Не хотелось покидать этот дружный коллектив, но нужно было думать о своем вылете.

Наутро своими силами отсоединили пробитые бензобаки и, оста­вив рабочим только центральный, запустили моторы, опробовали. Щитки решили не выпускать, так как управление ими было перебито. Приняли решение вылетать на свой аэродром, забрав с собой и экипаж Долиной. Во время полета Маша внимательно наблюдала за всеми мо­ими движениями. Мы были неразлучны с ней еще до войны, во время учебы в Херсонской школе, и теперь, в трудную минуту, не могла же я оставить ее экипаж. В кабину радиста втиснулись Галя Джунковская и Ваня Соленов. Командир истребительного полка посмотрел, как мы разместились в самолете, с улыбкой сказал: «Какой же вы дружный народ, девчата!» — и пожелал нам удачи.

Взлетать было трудно, но еще труднее было садиться. Из-за неисп­равности щитков пришлось уйти на второй круг. Со второго захода приземляю самолет у посадочного знака и заруливаю на стоянку. Со всего аэродрома бегут девушки. Им не терпится узнать, что с нами слу­чилось.

Сколько было радости, когда из одного самолета вылезли два эки­пажа! Оказывается, в полку ничего не было известно о нас. Здесь мы узнали, что Аня Язовская после жаркого воздушного боя сумела доб­раться до аэродрома на сильно поврежденном самолете. Нам рассказа­ли, что Оля Шолохова произвела посадку в поле у линии фронта. Она и ее штурман Валя Волкова ранены и направлены в госпиталь.

Тоня Скобликова (справа), командир экипажа, и ее штурман Зина Степанова.

В боевых действиях на Курляндском полуострове в 1945 году я уча­ствовала уже в составе первой эскадрильи Нади Федутенко. Штурма­ном у меня была Зина Степанова, а радистом Петя Горбачев. Зина на вид маленькая, худенькая, а бомбила очень хорошо. Командование ча­сто ставило в пример наше звено.

 «Бомбите и летайте, как третье звено!» — был вывешен в полку лозунг: «Летному составу звена слава!» А механики под этим лозунгом Подписали: «Мотористам третьего звена тоже слава!» Мы вполне одоб­ряем их находчивость.

Настал долгожданный День Победы. Не было предела нашей радо­сти. Все стали настраиваться на мирный лад. Кто мечтал о продолже­нии учебы, кто ждал возвращения к своей семье; но многие думали о том, как будут летать в мирных условиях. После войны вернулись в Гражданский Воздушный Флот и продолжали летать Саша Еременко. Саша Кривоногова и Ирина Осадзе. В нашем соединении остались толь­ко две летчицы — Тамара Русакова и я. Я продолжала летать уже на других самолетах, на военном бомбардировщике «Ту-2», а затем овла­дела реактивным бомбардировщиком и сдала экзамен на летчика 1 -го класса. В 1954 году я демобилизовалась.

Источник: Слово солдата Победы. М.: изд-во Патриот, 2005 г. – Т.3

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)