24 апреля 2015| архивные материалы

Социальная политика после войны

Важнейшими характеристиками общества являются его структура и мобильность. Если структура дает представление о настоящем состоянии общества, то мобильность – ее векторы, каналы, интенсивность – во многом определяет его будущее.

Мобильность детерминируется совокупностью факторов объективного и субъективного порядка. В авторитарных странах, к числу которых принадлежал СССР, решающее влияние на динамику общества оказывало государство. Оно имело большой набор инструментов, с помощью которых могло задавать направления, темпы, масштабы социальной мобильности и тем самым влиять на конфигурацию социальной структуры. Важнейшим из этих инструментов была государственная политика в разных областях и сферах жизнедеятельности.

Сказанное выше в полной мере проявилось в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны. Победоносное завершение войны не только не сняло, а значительно обострило вопросы государственной поддержки наиболее нуждающихся категорий населения [1]. Речь в первую очередь шла об инвалидах войны и детях-сиротах. По неполным данным общая численность осиротевших детей после окончания войны составляла около 3 млн чел. Инвалидов, согласно только официальным данным Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, насчитывалось 2,5 млн чел. [2] Представленный ниже текст – машинописная записка заместителя председателя СНК СССР и члена ЦК А.Н. Косыгина мая 1945 г. – позволяет понять, как государство собиралось оказывать влияние не только на текущую ситуацию (инвалидов), но и на перспективу (детей).

Рекомендации, предложенные А.Н. Косыгиным, не являлись принципиально новой политикой государства, а обобщали практику, сложившуюся в СССР в годы войны. Тогда забота об инвалидах сводилась лишь к их скорейшему трудоустройству. Собственно, этому был посвящен один из немногих законодательных актов об инвалидах – постановление Совнаркома СССР от 6 мая 1942 г. «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны». На основании него руководители обязывались без задержки предоставлять работу инвалидам. На директоров предприятий была возложена персональная ответственность за обеспечение инвалидов необходимыми производственными и бытовыми условиями, предоставление им жилплощади в порядке первой очереди. Но если в годы войны за неимением других работников руководители предприятий предлагали им рабочие места, то после массовой демобилизации и возвращения полностью трудоспособных мужчин инвалидам оказались фактически недоступны квалифицированные места. Курсы переподготовки и переквалификации практически отсутствовали. Руководители предприятий не занимались интеграцией инвалидов. Последним же приходилось устраиваться на низкоквалифицированные и плохо оплачиваемые рабочие места. Чаще всего это приводило к утрате статуса и движению вниз по социальной лестнице.

В отличие от инвалидов, забота о подрастающем поколении, особенно о детях-сиротах, была одним из важнейших направлений деятельности государства. 23 января 1942 г. СНК СССР утвердил постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», ставшее целой программой по сохранению жизни детей и обеспечению воспитания в условиях войны. Например, детей-сирот, достигших 14 лет, отправляли на учебу в ФЗО (фабрично-заводское обучение), ремесленные и железнодорожные училища. Молодежь получила льготы при поступлении в учебные заведения, частично освободилась от платы за учебу. Все это служило стимулами для получения образования и, следовательно, движения вверх по социальной лестнице.

Ключевые предложения, зафиксированные в записке А.Н. Косыгина, воплотились 21 сентября 1945 г. в постановлении Совнаркома СССР «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих». Постановление законодательно зафиксировало основные направления социальной мобильности инвалидов и детей-сирот в послевоенном сталинском обществе.

Записка А.Н. Косыгина отложилась в одном из так называемых тематических дел Политбюро ЦК, куда наряду с копиями решений высших органов государственной власти, вошли подготовительные документы и разнообразные информационные источники.

 

Записка А.Н. Косыгина [3] И.В. Сталину [4] и В.М. Молотову [5]

Товарищу Сталину И.В.

Товарищу Молотову В.М.

                                                                                                                   25 мая 1945 г. [6]

Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980 гг.)

Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980 гг.)

Постановлением ЦК ВКП(б) от 22 января 1943 года [7] при исполкомах Советов депутатов трудящихся и Совнаркомах республик были созданы специальные органы – отделы и управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.

За годы войны указанные отделы и управления совместно с советскими, партийными, профсоюзными и другими общественными организациями, провели большую работу по удовлетворению материально-бытовых нужд и охране интересов семей защитников родины [8].

В связи с победоносным завершением Великой Отечественной войны, прошу Вас рассмотреть вопрос о возможности дальнейшего увеличения государственной помощи семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны [9].

Если Вы сочтете возможным провести в настоящее время ряд мер дополнительной помощи семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны, прошу Вас поручить Бюро Совнаркома СССР образовать комиссию для подготовки проекта соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР, который отразил бы заботу Советского государства об осиротевших семьях и инвалидах Отечественной войны [10].

В проекте Указа следовало бы предусмотреть такие вопросы:

  • об увеличении размера ежемесячных пенсий семьям погибших воинов, партизан и инвалидам Отечественной войны;
  • о выдаче ежегодно к празднику Победы семьям погибших воинов, партизан и инвалидам единовременного денежного пособия в размере месячной пенсии;
  • о сложении с хозяйств погибших воинов и партизан и с хозяйств инвалидов, полностью потерявших трудоспособность, числящихся недоимок по сельскохозяйственному налогу, по обязательным поставкам, по обязательному окладному страхованию и штрафов;
  • о сохранении за семьями погибших воинов и партизан, впредь до особого распоряжения, всех льгот ранее установленных для семей военнослужащих, находящихся в Красной Армии;
  • о возможности обеспечения бесплатно коровой или тёлкой каждой, имеющей малолетних детей, семьи погибшего воина и инвалида I и II группы, проживающей в сельской местности;
  • об организации для детей, потерявших на войне родителей, а также для детей инвалидов I группы особых средних технических и сельскохозяйственных училищ закрытого типа с полным содержанием за счет государства;
  • об установлении стипендий для учащихся в средней школе детей погибших воинов рядового, сержантского и старшинского состава, партизан и инвалидов Отечественной войны;
  • об освобождении детей и других иждивенцев погибших воинов и партизан, а также детей инвалидов I и II группы от платы за обучение в VIII – X классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях;
  • об освобождении детей погибших воинов рядового, сержантского и старшинского состава, партизан и инвалидов I и II группы от платы за содержание в пионерских лагерях и на детских оздоровительных площадках;
  • о понижении платы за содержание в яслях и детсадах детей погибших воинов рядового, сержантского и старшинского состава, партизан и инвалидов I и II группы;
  • о закреплении за семьями погибших воинов и партизан занимаемой ими жилой площади;
  • о выделении определенного процента жилой площади в домах местных советов и ведомств для семей погибших воинов, партизан и для инвалидов Отечественной войны;
  • об увеличении размера ссуд, выдаваемых на индивидуальное жилищное строительство семьям погибших воинов, партизан и инвалидам и об установлении для них отпуска строительного леса без взимания попенной платы;
  • о предоставлении многодетным семьям погибших воинов, партизан и инвалидов I и II группы дополнительных льгот по сельскохозяйственному налогу и по обязательным поставкам;
  • об организации специальных домов отдыха для инвалидов, а также для престарелых родителей и вдов воинов;
  • о возложении на руководителей предприятий и учреждений обязанностей по бытовому устройству семей их бывших рабочих и служащих, погибших на фронтах Отечественной войны, а также о повышении производственной квалификации членов этих семей и продвижении их на вышеоплачиваемые работы. О возложении тех же обязанностей на колхозы по устройству семей погибших воинов и инвалидов Отечественной войны;
  • о выдаче в июне 1945 года семьям погибших воинов и партизан, а также инвалидам I и II группы единовременного государственного пособия и о предоставлении им возможности приобрести в течение определенного срока продовольственные и промышленные товары на сумму пособия.

А. Косыгин [11]

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 28. Д. 11. Л. 47 – 48. Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф, выполненная фиолетовыми чернилами. На первом листе записки в левом верхнем углу стоят дата «13.VII» и знак «v», выполненные простым карандашом.  

 

Примечание

  1. Подробнее о социальной политике в СССР в годы войны см: Гуменюк А.А. Основные направления социальной политики советского государства в 1941 — 1945 гг. // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. Саратов, 2014. Вып. VI. С. 81 — 100.
  2. Физелер Б. «Нищие победители». Инвалиды Великой Отечественной войны в Советском Союзе // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 579.
  3. Косыгин А.Н. (1904–1980) – советский партийный и государственный деятель. В 1945 г. являлся заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР и членом ЦК ВКП(б).
  4. Сталин И.В. (1879–1953) – советский государственный и партийный деятель. В 1945 г. одновременно являлся Верховным главнокомандующим, председателем Государственного комитета обороны, председателем Совета народных комиссаров СССР, наркомом обороны, генеральным секретарем ЦК ВКП(б).
  5. Молотов В.М. (1890–1986) – советский государственный и партийный деятель. В 1945 г. одновременно занимал посты первого заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, наркома иностранных дел, заместителя председателя Государственного комитета обороны, члена Политбюро ЦК ВКП(б).
  6. Дата вписана фиолетовыми чернилами.
  7. Имеется в виду постановление ЦК ВКП(б) от 22 января 1943 г. «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих». В нем суровой критике была подвергнута деятельность комиссий нарокомсобеса по назначению пособий и льгот. В постановлении отмечались факты затягивания решений о предоставлении льгот и расхищения денег, предназначенных для семей призывников. Руководитель наркомсобеса РСФСР была снята со своего поста, а некоторые заведующие областными отделами соцобеспечения привлечены к уголовной ответственности. Решением ЦК партии функции собесов переданы вновь созданным органам — отделам и управлениям по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при совнаркомах республик и исполкомах краевых, областных, окружных, городских и районных советах. Наблюдение за их работой было возложено на А.Н. Косыгина.
  8. Предложение от слова «возможности» до слова «войны» подчеркнуто синим карандашом.
  9. В годы Великой Отечественной войны был разработан целый комплекс мер по поддержке семей военнослужащих и инвалидов войны. Так, уже на четвертый день после начала Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР утвердил указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». Согласно указу семьи, имевшие одного нетрудоспособного члена, получали в месяц 100 руб., двух – 150 руб., трех и более – 200 руб. для городских жителей и 50 % от этих сумм для сельских [Правда. 1941. 27 июн.]. Позднее указ от 26 июня был распространен и на другие категории лиц, занятых в войне, – на добровольно мобилизованных в народные дивизии, на призванных в порядке трудовой повинности на строительство оборонных сооружений и на партизан. На протяжении всей войны фонд пенсий и пособий семьям военнослужащих и инвалидам увеличивался и к ее концу вырос вдвое: в 1942 г. он составил 8,0 млн руб., в 1943 г. – 11,1 млн, в 1944 г. – 14,6 млн, в 1945 г. – 17,0 млн. Кроме пособий по указу от 26 июля 1941 г. семьям военнослужащих и инвалидам на протяжении войны предоставлялись различные льготы – по налогам, по обязательным поставкам сельхозпродуктов, по оплате жилья и др.
  10. Абзац слева отчеркнут синим карандашом.
  11. «А. Косыгин» подчеркнуто синим карандашом.

Исследование подготовлено главным специалистом
Российского государственного архива Новейшей истории,
канд. истор. наук Никитой Пивоваровым
для www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)