27 марта 2009| Докукина Наталья, Алешина Татьяна

Соловецкие острова – братское кладбище исповедников и новомучеников XX века

По сообщению «Российской газеты» — Поморский край № 4748 от 11 сентября 2008 г. 10 сентября 2008 года мэр Москвы Юрий Лужков и глава администрации Архангельской области Илья Михальчук подписали соглашение о сотрудничестве двух регионов на 2008-2011 годы в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.

Как сообщила корреспонденту «РГ» директор областного департамента информационной политики Ирина Горькая, вместе с соглашением подписаны два протокола, один из которых касается экономических аспектов сотрудничества, а второй — подготовки к 300-летию Ломоносова. Москва готова возвести современный туристический комплекс на Соловках. Развитие туризма может стать серьезным подспорьем для бюджета области.

Источник: http://www.rg.ru

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основан в 1429 году. Первыми поселенцами острова и основателями одной из знаменитейших обителей были соловецкие чудотворцы преподобные Герман и Савватий, шесть лет проведшие здесь в суровых испытаниях и лишениях. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима.

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу, пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь — форпост Православия в Северной Руси.

Вторая половина XVI века оказалась решающей в судьбе монастыря — это было время его бурного развития. Под началом деятельного соловецкого игумена Филиппа Колычева один за другим строятся величественные храмы, крупные хозяйственные сооружения. Монастырские владения сосредоточены теперь во многих местах Поморья и Двины. Мимо монастыря по Белому морю проплывают заморские суда. Рост могущества соседа вскоре замечают иностранные державы, и прежде всего враждебно настроенная Швеция. В 1571 году, в разгар Ливонской войны, монастырь впервые становится свидетелем появления в море неподалеку от него неприятельской флотилии шведских и голландских кораблей.

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668 – 1676 годы), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I стало свидетельством прощения опального монастыря.

Многие столетия Соловецкие острова были для России духовной лечебницей, средоточием молитвы и духовного делания. Соловецкий монастырь был важным стратегическим пунктом северного Поморья, благодаря которому обширные северные земли сохранились в составе России.

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). Трагический смысл аббревиатуры последнего названия сполна отразили условия содержания заключенных. Изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей придали самому слову — Соловки — зловещее звучание. На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, тысячи заключенных плотно заполняли помещения кремля и отдаленных скитов, осужденные жили в старых землянках, душных бараках, едва отапливаемых монастырских зданиях.

Первыми на Соловки были сосланы политические противники — эсеры, меньшевики, анархисты, белогвардейцы, попадали сюда и уголовники, значительным был контингент лиц духовного звания. Политзаключенные пытались держаться сплоченно, требовали создания нормальных условий содержания. Однако администрация лагеря обычно с равнодушием относилась к протестам и постепенно ужесточала режим. В начале 30-х годов на острова стали привозить раскулаченных крестьян, членов религиозных сект, творческую интеллигенцию. Обвиненные во «вредительстве», «контрреволюционной агитации» и прочих надуманных преступлениях, они жестоко страдали от тяжелых физических работ на лесоповале, торфоразработках, прокладке дорог.

Во второй половине 30-х годов с ростом в стране репрессий на острова попадают многие ученые, старые партийные кадры, работники Коминтерна, работники НКВД, эмигранты, деятели культуры.

Соловки были опытным полигоном, где вырабатывались нормы и методы, позже широко примененные в ГУЛАГе. Организация работы и быта зеков, виды наказаний, изощренные приемы допросов и психологического давления – вся эта машина зла изобреталась там. Лишь избранным посчастливилось выжить.

“Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь: верующие люди считали себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей – Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких”, — говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник возрождающегося Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.

Многие чекисты в Соловецком лагере страдали от психических расстройств – 40 % тяжелых психопатов-эпилептоидов, около 30 % – психопатов-истериков и 20 % других психопатизированных личностей и тяжелых невротиков. Преступления начальства по своей жестокости превосходили даже преступления обыкновенных бандитов. Вот один из примеров.

Некий Финкельштейн однажды поставил на лед Белого моря при 300 мороза 34 заключенных за невыполнение непосильного “урока” по лесозаготовкам. Всем 34 человекам пришлось ампутировать отмороженные ноги. Большинство из них погибло в лазарете. Через несколько месяцев состоялась медицинская комиссия, освидетельствовавшая этого чекиста. Он оказался тяжелым психоневротиком-истериком.

Заключенных заставляли работать по 14-16 часов в сутки, без праздников и отдыха. Голодные и замерзающие, работали они в ледяных водах Белого моря, таская мокрые бревна из воды, на самих себе высушивая мокрую и обледеневшую обувь и одежду. Запрещалось ложиться с момента подъема до отбоя, то есть 16 часов. Все 16 часов надо сидеть — без права не только ложиться, но и сколько-нибудь наклоняться вперед. Тело должно быть в строго вертикальном положении. Через 1-2 месяца у всех отекали ноги.

Но и ночь не приносила заключенному облегчения. Дежурный должен был все время видеть лицо спящего. Стоило кому-нибудь натянуть одеяло выше плеч, как всех заключенных поднимали, начинались крики, ругань. Кончалось все наказанием. Чтобы не попасть в число виновных, заключенные, несмотря на низкую температуру, укрывались лишь по пояс, но не могли уснуть из-за холода.

В лагере была очень высокая смертность из-за непосильного физического труда, недостаточного питания и плохого медицинского обслуживания, а также из-за систематической неподготовленности лагеря к зиме, когда из-за ледостава задерживались поставки продовольствия с материка. Иногда за зиму погибала треть лагерников. Гибли также от избиений и эпидемий. В 1929 почти 20 тысяч человек умерло от тифа.

Лагерь Соловки шагнул на континент и прежде всего, на побережье Белого моря.

В 1926-1927 годах появились лагеря в устье Печоры, в Коми и в других точках этого сурового края.

Экспериментальная лаборатория принудительных работ, специальные лагеря Соловецкого архипелага стали отправной точкой появления и приведения в действие другой большой континентальной системы — архипелага ГУЛАГ.

В период Великой Отечественной войны в стенах Соловецкого монастыря располагался учебный отряд Северного флота. Известная Соловецкая школа юнг готовила для фронта юных моряков, специалистов в различных областях военно-морского дела.

В 1991 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви.

В наше время Соловки становятся объектом усиленного внимания некоторых коммерческих структур, пытающихся сделать монастырское наследие предметом наживы. Сегодня там, в месте тихой молитвы, устраиваются шумные акции «современного искусства», пытаются переоборудовать древние скиты под туристические коттеджи, нарушается уединение Святого острова устройством парусных регат, устраиваются джазовые фестивали, утрачивается уникальная атмосфера этих мест.

Александр Щипков в статье «Нам удастся отстоять Соловки от поругания!» пишет, что под видом туризма идет коммерциализация монастырского наследия. Из Соловков планируют сделать международный развлекательно-туристический центр, где будут проводиться экстремальные спортивные соревнования, фестивали бардовских песен, построят престижные коттеджи и гостиницы для богатых людей.

Вся эта деятельность по разработке и продвижению проектов рекреационного использования Соловецких островов идет на региональном, федеральном и международном уровне. Древнему монастырю в этой схеме отводится исключительно этнографическая роль. Опасности также подвергается хрупкая экосистема архипелага, которая в случае неразумного вмешательства может быть утрачена навсегда.

Соловки – это братское кладбище исповедников и новомучеников XX века, это некрополь великих людей, иерархов Русской Православной Церкви, иных жертв ГУЛАГа, погибших во времена жесточайших репрессий. Это сгусток трагической судьбы всей России.

Соловки – наша общенациональная святыня, образец русского духа, стойкости, самоотверженного служения Родине. Это место святое для каждого православного человека. Редакция сайта считает, что на Соловках не место прибыльной индустрии отдыха и развлечений, ведущих к осквернению духа святого места. Соловецкие острова должны быть переданы Русской Православной Церкви и остаться памятником духовного подвига наших предков.

 

Подготовили материал: Наталья Докукина, Татьяна Алешина

www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)