9 марта 2016| редакция сайта

Фотокорреспонденты ТАСС (+ФОТО)

В разные годы в ТАСС работали выдающиеся мастера фотографии. Среди них Николай Петров — знаковая фигура русской дореволюционной и предреволюционной фотографии, а также Соломон Тулес, работавший в Пресс-клише ТАСС и многие другие. Работы отечественных фотокорреспондентов вошли в золотой фонд российской фотожурналистики.

Михаил Озерский (1898 — 1968)

Родился в Белоруссии. В 20-х годах, переехав в Москву, увлёкся фотографией. Один из ос­новоположников советского фоторепортажа Аркадий Шайхет, работавший в журнале «Огонёк» обратил внимание на способного фотолюбителя. Скоро, в 1929 году, на страницах «Огонька» появился первый снимок Озерского «Колхозник». В 1931 году вместе с Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом, Яковом Халипом и другими известными фотографами Озерский стал чле­ном нового объединения — Российского общества пролетарских фотографов (РОПФ).

В качестве военного фотокорреспондента прошёл всю Великую Отечественную войну. Сни­мал в партизанских отрядах, в Крыму в дни его освобождения.

В послевоенные годы работал корреспондентом Фотохроники ТАСС. Создал серию репортажных портретов учёных, писателей, артистов: Владимира Маяковского, Алексея Толстого, Павла Бажова, Николая Охлопкова, Ма­рины Семёновой и других. Всемирно известным стал его снимок «Максим Горький провожает Ромена Роллана» Во время съёмки портретов Михаил Озерский в первую очередь фокусировался на том, чтобы не про­пустить выражение лица, жесты, отражающие состояние души героя, и уже потом думал о технической со­ставляющей фотографии: уравновешенности композиции, светотеневом решении.

 

Владимир Савостьянов (1914-1985)

Специальный фотокорреспондент ТАСС, проработал в Фотохронике 40 лет. Несколько десятилетий освещал важнейшие события политической и общественной жизни как внутри страны, так и за рубежом. Создал галерею портретов известных людей своего времени — учёных, артистов, поэтов, писателей, политиков. Обладатель ряда престижных наград в области фотожурналистики. Заслуженный дея­тель культуры РСФСР, награждён орденом Трудового Красного Знамени.

 

Марк Редькин (1908-1987)

Родился в Астрахани в семье моряка. В юности работал сварщиком на судоремонтном заводе. Однажды отец привёз ему из дальнего плавания фотокамеру с набором стеклянных пластинок, и Редькин сделал снимок рабочих через сверкающий гребной винт ремонтиру­емого буксира. Сам автор не подозревал, что в фотографии это именуется съёмкой через крупный план. Астраханская городская газета, куда Редькин отнёс фото, опубликовала его на следующий же день на первой полосе. С того момента Редькин стал постоянно выполнять задания редакции. На окончательное   решение сменить профессию повлияла случайная встреча с известным фотографом Аркадием Шайхетом, который проводил съемки на берегу Волги. Шайхет заметил у молодого человека «врождённое чувство кадра» и стал его наставником. Их дружба продолжалась многие годы.

По путёвке комсомола Редькин поступил в Ленинградский фотокинотехникум, одновременно подрабатывая электросварщиком в Ленинградском порту. Море по-прежнему его манило, и он от­правился в долгое кругосветное плавание по двум оке­анам и шести морям на китобойном судне «Алеут». На корабле Редькин совмещал сразу три профессии — ма­троса, сварщика и фотографа. Об этом путешествии он мог рассказывать часами.

В 1933 году его призвали на военную службу. Был фотографом на флоте в приграничной акватории Ленинградской области, затем специальным корре­спондентом газеты «Красная Звезда». К началу войны Редькин уже считался профессиональным военным фо­тографом высокого класса.

В своей книге «Избранные фотографии» Редь­кин вспоминает, как 20 июня 1941 года он приехал в пограничную часть под Ленинградом снимать боевые учения. В мире уже было неспокойно, ходили слухи о возможных военных провокациях. «Под утро выходно­го дня — 22 июня — решил отправиться на рыбалку. И только пошёл хороший клев, как где-то на границе раз­дался грохот и послышались глухие удары. Подумал: бомбы? Неужели война? На берегу стоял красноарме­ец и отчаянно махал руками. Я бросился на берег. В ла­гере пусто, хватаю сумку с фотоаппаратом и скорее к машинам, где уже сидят бойцы в полном боевом сна­ряжении. Колонна трогается, мы уходим в сторону гра­ницы, рядом ползут танки-амфибии, катятся расчех­лённые орудия. Скоро вся эта боевая техника вступит в бой с противником. Я снимаю, снимаю, и срабатывает инстинкт фоторепортёра: снимки должны быть срочно доставлены в редакцию! Нахожу КП командира, он понимает с первых слов, и мы гоним с водителем в Ленинград на новой недавно полученной «эмке»… Это были мои первые кадры Великой Отечествен­ной войны».

Редькин прошёл войну «от и до» фотокорреспондентом ТАСС и газеты «Фронтовая иллюстра­ция». Побывал на всех фронтах, едва не погиб, около двух месяцев провел в госпитале и опять ушел на фронт. Конец войны Редькин встретил в Берлине.

После войны Марк Редькин демобилизовался, работал в журнале «Советский Союз», затем снова вернулся в ТАСС. По признанию коллег, Редькин в совершенстве владел методом репортажной съем­ки. Его фотоочерки с Дальнего Востока, из Арктики, Таджикистана считаются образцом жанра. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

 

Василий Турбин

Фотокорреспондент ТАСС по Ростовской области. Автор уникальных кадров пребывания Юрия Гага­рина на Дону в 1967 году: в Ростове и в станице Вешенской у писателя Михаила Шолохова. На снимке, представленном на выставке, запечатлён отъезд Михаила Шолохова и Юрия Гагарина на пикник в окрестности станицы Еланской. По рассказам очевидцев, перед тем как газануть, Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали!».

 

Олег Сизов (1921 -2010)

После окончания школы работал в одном из фотоателье города Курска. В декабре 1941 года был тяжело ранен в битве под Москвой и демобилизован. В 1943 году газета «Комсомольская правда» направила Сизова фотокорреспондентом в только что освобождённый Курск. Он делал фоторепортажи о восстановлении разрушенного города и возвращении к мирной жизни, о расчистке полей от мин и снарядов, боевой техники.

В 1947 году Сизов стал собственным фотокорреспондентом ТАСС по Кур­ской области. За 60 лет работы в ТАСС сделал десятки тысяч снимков, которые печатались не только в газетах и журналах бывшего СССР, но и во многих зарубежных странах. Сизова по праву считают создателем уникальной фотолетописи Курского края. Он автор нескольких Фотоальбомов: «Соловьиный край России», «Святая курская земля», «Коренная пустынь», «Рыльск — город древний» и другие Выставки его фоторабот проходили в России, Венгрии, Болгарии, Германии.

 

Николай Ситников (1914-2000)

Родился в Курске в семье рабочего. Первые очерки и фотографии публи­ковал в детской газете «Пионер». После окончания железнодорожного техникума горком ВЛКСМ направил Ситникова в колхозы для проведения агитационно-мас­совой работы. Он ездил с агитфургоном по селам, демонстрировал кинофильмы, выпускал «световые газеты» на местные темы, фотографировал передовиков сель­ского хозяйства. Его материалы появлялись в центральной городской газете «Кур­ская правда». Одновременно он отправлял их в «Союзфото». В начале Великой Отечественной войны Ситников вступил добровольцем в отряд, сформированный для боевых действий в тылу немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Партизан и политрук Ситни­ков, вооруженный фотоаппаратом, стал летописцем боевых операций отряда особого назначения. Однаж­ды фотоаппарат ФЭД, висевший на груди, спас его от пули. Но в другом бою Ситников получил тяжёлое ранение, ему ампутировали ногу.

После демобилизации Ситников поступил в Фотохронику ТАСС. Война еще была не закончена, Сит­ников много ездил по стране. Рассказывал о жизни тыла, помогавшего ковать победу фронту, скупыми кра­сками передавая патриотизм народа. На его снимках запечатлены затемнённые производственные цеха, суровые рабочие, чаще всего женщины, которые собирают автоматы, танки, самолеты. Из этой серии — известная фотография «Дадим больше танков фронту».

Ситников сделал большой цикл об освобожденном Сталинграде. Главное для него было показать, что разрушенный город возвращается к мирной жизни. Разгрузка поезда со строительным материалом, восстановление заводов, дети с воспитательницей, мирно беседующие солдаты — все это простые, зримые доказательства Работы Ситникова неоднократно отмечались дипломами на всесоюзных и зарубежных фотовыставках. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

 

Василий Федосеев (1913 — 1973)

Уже в 18 лет работал в Пресс клише ТАСС, затем в Ленинградском отделении Союзфото. После его расформирования перешел фотокорреспондентом в ЛенТАСС. Его снимки еще до войны печатались во всех ленинградских газетах и альманахах, уча­ствовали в выставках. В 1939-1940-х годах Федосеев снимал на Кольском полуострове советско-финскую войну.

Когда началась Великая Отечественная война, Федосеев рвался на фронт военным корреспондентом, но медкомиссии не пропустила его из-за ранения, полученного в финской кампании. Ему поручили освещать жизнь осажденного города. Он запечатлел будни блокадного Ленинграда, героизм его граждан, их труд и быт. Снимал Дорогу жизни на Ладожском озере. По мнению коллег, Ленинградская блокада — трагичная и жестокая — была для Федосеева периодом наивысшего творческого подъема.

После войны Фадосеев увлекся фотоэтюдами. Он искал необычное освещение, стремился передать на фотогра­фии фактуру дерева, металла, огня. Чтобы передать мягкие тени на снегу, мог отснять десятки пленок. Репортеры даже шутили, что Федосеев «дрессировал» чайку, чтобы снять ее особым образом на фоне Петропавловской крепости.

 

Евгений Халдей (1917 — 1997)

Легендарный фотограф Великой Отечественной войны родился на Украине в шахтерском городе Юзовке (сейчас Донецк) Во время еврейского погрома в 1918 году были убиты его мать и дед, сам годовалый ребенок ранен в грудь.

Первую фотографию Халдей сделал в 13 лет, смастерив некое подобие фотоаппарата из бабушкиных очков. Позже приобрел настоящий фотоаппарат и в 16 лет начал работать фотокорреспондентом заводской многотиражки. Сотрудничал с агентством «Союзфото», отправлял в Москву в картонной коробке свои стеклянные негативы и получал пять рублей за каждый принятый в фототеку агентства снимок.

В 20 лет он уже был опытным фотографом и его приняли штатным сотрудником в Фотохронику ТАСС. Снимал Днепрострой, делал репортажи об Алексее Стаханове, ему доверяли съемку И.В. Сталина. Евгений Халдей прошел всю Великую Отечественную войну с камерой «Leica» от первого до последнего дня, от Мурманска до Берлина. Первый военный снимок «Мо­сквичи слушают сообщение Молотова» он сделал в 12 часов дня 22 июня 1941 года. Последний — во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Халдей вместе с моряками Северного флота защищал полуостров Рыбачий, штурмовал с десантниками Керчь и Севастополь, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Снимал Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс На Нюрнбергском процессе его фотографии были одними из вещественных доказательств зверств нацизма.

Халдей — автор легендарного военного снимка «Знамя Победы над Рейхстагом», символизирующего по­беду России над Германией в Великой Отечественной войне. На самом деле фотография была постановочной. 30 апреля 1945 года советские воины водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Халдей по заданию Фотохро­ники ТАСС прибыл в Берлин спустя два дня, 2 мая 1945 года, когда в городе уже закончились уличные бои, и он был полностью занят советскими войсками. В вещмешке у фотографа было три красных знамени, которые для него сшил знакомый портной из скатертей, позаимствованных в столовой Фотохроники ТАСС. Первое знамя фотограф установил на крыше аэродрома Темпельгоф, второе — возле колесницы на Бранденбургских воротах, а третье на Рейхстаге. На всемирно известных фотографиях Евгения Халдея запечатлены не Мелитон Кантария и Михаил Егоров, а Алексей Ковалев и Абдулхаким Исмаилов, которые помогли фотокорреспонденту ТАСС про­вести съемку. Когда фотографию уже собирались публиковать, редактор вдруг заметил часы на обоих запястьях бойца Исмаилова, который поддерживал Ковалева, водружающего флаг. Одни свои, вторые — трофейные. Сни­мок экстренно исправили, выцарапав вторые часы на плёнке иглой.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею было присуждено звание «Рыцарь Ордена искусств и литературы». Его персональные выставки проходили во Франции, Италии, Бельгии, США, Австрии, Израиле.

 

Макс Альперт (1899 — 1980)

Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Автор из­вестного фотоснимка «Комбат», бессмертного символа Великой Отечественной войны. На ней запечатлён командир, поднимающий солдат в атаку за несколько минут до гибели. По мнению коллег и экспертов, даже если бы Альперт сделал только один этот снимок, «его имя уже было бы вписано золотыми буквами в историю советской документальной фотографии».

Макс Альперт родился в Симферополе в семье ремесленника. В 15 лет устроился фотопечатником в фотоателье в Одессе. Отвоевав в Гражданскую войну, работал фотокорре­спондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1924 году при московском Доме печати была организована ассоциация фоторепортёров, объединившая молодых талантливых фотографов: Аркадия Шайхета, Семена Фридлянда, Георгия Петрусова, Георгия Зельму. Альперт стал активным членом этого сообще­ства, очень скоро он занял лидирующее положение в среде московских репортёров. Его фотографии отличались эпическим содержанием, они многоплановы, психологичны, эмоциональны, очень точно воссоздают атмосферу того времени.

В 1930 году по инициативе Максима Горького начал работу иллюстрированный журнал «СССР на стройке». Альперт сделал для журнала около 50 фотоочерков, в том числе о строительстве Днепро­гэса, Магнитогорского металлургического комбината (Магнитки), прокладке Турксиба. Вот как вспо­минал о его работе режиссёр Сергей Эйзенштейн: «С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».

Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца. Константин Симонов писал о нём: «Мне как военному корреспонденту «Красной звезды» немало пришлось находиться в самых различ­ных обстоятельствах на фронтах Великой Оте­чественной войны рядом с военным фотокор­респондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо из­вестны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих сним­ков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и мол­чаливое мужество».

После войны Макс Альперт был веду­щим фотокорреспондентом в агентстве печати «Новости». Одной из его последних работ стал фотоочерк «Мысли и сердце» о знаменитом хирурге-кардиологе академике Николае Амо­сове. Эта работа была отмечена несколькими международными премиями.

 

Валерий Генде-Роте (1926 — 2000)

Классик советской и российской фотографии, один из лидеров молодой фотографии 60-х годов XX века. Валерий Генде-Роте серьёзно заинтересовался фотографией в 1956 году, когда пришёл в фотосекцию Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС). Здесь он участвовал в формировании фотовыставок для зарубежного зрителя. По рас­сказам самого Генде-Роте, эти годы были лучшими «фотографическими университета­ми». На встречи с советскими фотографами в ВОКС приезжали мировые мэтры; Кар­тье-Брессон, Филип Хольцман, Эрне Вадаш, Альфред Стиглиц.

В Фотохронике ТАСС Генде-Роте работал с 1957 по 1968 год. У него был особый взгляд на фотографию — как на эстетический документ, отражающий реалии жизни. Он считал, что настоящий фотограф должен уметь снимать любую натуру и полагаться прежде всего на своё сердце и голову, а не на фотоаппарат. «Каждый фотограф имеет определенный набор технических и художественных приемов, так называемых штампов, но лучшим будет тот, у кого их больше и кто более умело их применяет», — говорил фотограф.

Валерий Генде-Роте — мастер фотоочерка. Он любил работать сериями, наблюдая своих героев во времени. К некоторым он возвращался спустя несколько лет, и не один раз. Он создал целые фотобиографические циклы: учёных Петра Капицы и Льва Ландау, ком­позиторов и дирижёров Евгения Мравинского, Юрия Темирканова, Святослава Рихтера и Георгия Свиридова, артистов Иннокентия Смоктуновского, Аркадия Райкина и Софи Лорен, певиц Елены Образцовой, Эдиты Пьехи и других. Он обладал талантом моментально завоевывать доверие своих героев, быстро и легко находил с ними общий язык. Со многими после съёмки у него завязывались дружеские отношения.

Генде-Роте провёл ряд персональных выставок, принимал участие более чем в 150 выставках, в том числе и международных, вышло 12 книг с его фотографиями. Неоднократный лауреат и обладатель престижных дипломов, премий и наград.

 

Эммануил Евзерихин (1911-1984)

Родился в Ростове-на-Дону. Ещё школьником активно участвовал в фото­выставках, публиковал свои снимки на страницах городских газет и журналов руководил фотокружком. В 1926 году, в 7-м классе, стал внештатным фотокор­респондентом ростовского филиала Пресс-клише ТАСС. С 1933 года — штатный фотокорреспондент Союзфото (с 1939 года Фотохроника ТАСС), тогда же пере­ехал в Москву. Рассказывают, что каждое утро он прослушивал по радио передо­вую газеты «Правда», выбирал для себя актуальную тему и вместо обязательной летучки сразу отправлялся на съёмку. А в редакцию по теле­фону сообщал, что уже на задании.

Во время Великой Отечественной войны Евзерихин — специальный военный фотокорреспондент ТАСС. Наиболь­шую известность получили фотографии, сделанные в Ста­линграде. Он героически, рискуя жизнью, снимал уличные бои, тут же в полевых условиях проявлял и сушил плёнки и ежедневно отправлял отснятый материал самолётом в ре­дакцию, чтобы фотографии появлялись в газетах одновре­менно со сводками Совинформбюро.

Евзерихин снимал также бои за освобождение Мин­ска, городов Польши и Чехословакии, участвовал в операции по взятию Кенигсберга. Многие из его военных кадров стали хрестоматийными. Кроме того, он обучил солдат ведению фо­торазведки огневых точек противника, приспособив для этого «лейку» к артиллерийской стереотрубе.

После войны Евзерихин продолжил работу в Фотохронике ТАСС. Одновременно преподавал основы искусства фотографии в Заочном народном университете искусств, выступал с лекциями по стране.

 

Валентин Мастюков (1924-1999)

Проработал в Фотохронике ТАСС более сорока лет. Когда его спрашивали, как и почему он пришел в фотожурналистику, неожиданно отвечал: «Я самозабвенно любил футбол…». Потом рассказывал, как он ходил на стадион всегда с фотоаппара­том, снимал всё подряд, мечтая сделать уникальный кадр — «вратарь в прыжке берёт мяч». И однажды ему это удалось! Мастюков отнес фото в газету «Московский ком­сомолец», его напечатали. И тогда он оставил работу фотолаборанта в Московском текстильном институте и пришёл в Фотохронику ТАСС.

Первые самостоятельные фоторепортажи он сделал в разрушенном послевоенном Сталинграде. Потом была казахская степь и целина, стройки Сибири и Дальнего Востока, космос, спорт. Мастюков был фотокор­респондентом, как о нём говорили, широкого профиля — он одинаково качественно работал в жанре фото­очерка, событийного репортажа или лирического этюда.

Его главным коньком была портретная съёмка. Своим учителем он считал классика отечественной фо­тографии, мастера фотопортрета и поэтического пейзажа Сергея Иванова-Аллилуева. У него Мастюков учил­ся точности композиции, умению передать в портрете не только внешний вид человека, но и его внутренний образ. Своё кредо он формулировал так: «Если это фотопортрет художника, то задача — обрисовать не только характер героя, но и характер его творчества. Чтобы даже тот, кто, предположим невероятное, не видел, не знает Смоктуновского, понял бы из сним­ка, каким он мог быть прекрасным Гамлетом…».

Мастюков создал серии замечательных портретов творче­ских людей. Среди них Илья Эренбург, Евгений Евтушенко, Сер­гей Образцов, Аркадий Райкин, Илья Глазунов, Рубен Симонов, Юлия Борисова, Татьяна Самойлова, Иннокентий Смоктунов­ский, Юрий Яковлев, Жерар Филип, Симона Синьоре, Софи Лорен, Клаудиа Кардинале.

Валентин Мастюков избегал специфических эффектов. «Предпочитаю снимать нормальным объективом, который по своим оптическим параметрам ближе всего к естественному вос­приятию объекта человеком, его зрением. Не только оптику, но и любые другие изобразительные и технические средства фотогра­фии необходимо так соотнести с материалом и сюжетом, чтобы они растворились в этом сюжете и потеряли самоцельность».

 

Фёдор Кислов

Начинал фотокорреспондентом в «Союзфото», затем перешёл в Фотохрони­ку ТАСС. Более тридцати лет не расставался с фотокамерой. Его снимки отличаются искренностью и лаконичностью. Одной из главных тем Кислова была масштабная индустриализация СССР. Он снимал строительство Днепрогэса и Магнитки, возведение металлургических комбинатов на Донбассе, пуск Волжской ГЭС.

По его снимкам можно проследить историю становления и развития эконо­мики страны в предвоенные годы. Федор Кислов также делал официальные фото. Фотографировал для «Правды» съезды партии, военные парады, приёмы в Кремле. Кислов создал галерею портретов советских руководителей: Ста­лина, Калинина, Хрущёва, Ворошилова, Орджоникидзе, Крупской. Он был любимцем Сталина. Кис­лов был допущен к вождю так близко, что прикуривал табак от его трубки. Этот момент запечатлён на фотографии одного из его коллег.

В годы Великой Отечественной войны Кислов был военным корреспондентом ТАСС. Участвовал в сражениях под Москвой, снимал танковую битву на Курской дуге, бои на подступах к Берлину. Капитан Фёдор Кислов награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

 

Олег Кнорринг (1907 — 1968)

Стал фотографом в начале тридцатых годов. Сотрудничал с журналом «Наши достижения» и другими изданиями. В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Красная звезда». Снимал на многих фронтах. На­граждён орденом Красной Звезды и медалями.

 

Борис Клипиницер (1928 — 2009)

Родился в Самаре в семье поэта и журналиста Михаила Клипиницера. В 1959 году окончил литературный факультет Оренбургского педагогического университета. Служил в военно-морском флоте. После демобилизации работал фотокорреспон­дентом ТАСС по Оренбургской области. Большой цикл работ посвящен освоению це­лины. На их основе был выпущен фотоальбом «Подвиг на целине» (1961 г.).

Клипиницер освещал работу партийных съездов, московскую Олимпиаду 1980 года. Участник многих всесоюзных и международных выставок. Награждён зо­лотой медалью всемирной выставки «Спорт» — посол мира» (1975г.).

 

Израиль Анцелович (1905 — 1977)

Во время Великой Отечественной войны не расставался со своим фотоаппаратом «Лейка». Провёл всю блокаду в осаждённом Ленинграде. Работал в Ленинградском отделении ТАСС.

 

Борис Васютинский

Военный корреспондент ЛенТАСС. Снимал в блокадном Ленинграде, в действующей армии, в партизанских отрядах. Его, как и многих его коллег, сбрасывали с парашютом на территории, оккупированные немцами. В семье хранятся пожелтевшие конверты с надписью: «Всем, кто найдёт этот конверт, просьба переправить его в ТАСС».

 

Леонид Великжанин (1908-1964)

Фотографическое дело освоил благодаря отцу, который открыл в 1914 году первое в Новосибирске фотоателье. Свои первые снимки публиковал в новосибирских газетах.

С 1935 по 1968 годы — фоторепортёр ТАСС. Прошёл фотокорреспондентом всю Великую От­ечественную войну, участвовал в освобождении Праги и Вены в мае 1945 года. Награждён двумя ор­денами «Красная Звезда», медалью «За оборону Москвы».

Предлагаем подборку фотографий созданных с 1909-ого и в советское время.

Лев Толстой рассказывает внукам Соне и Илюше сказку, 1909 г.

Лев Толстой рассказывает внукам Соне и Илюше сказку, 1909 г.

Спящий извозчик на одной из московских улиц, 1910 год, ТАСС

Спящий извозчик на одной из московских улиц, 1910 год, ТАСС

Сотрудники агитационно-инструкторского поезда им. Ленина на крыше вагона. 1920 г.

Сотрудники агитационно-инструкторского поезда им. Ленина на крыше вагона. 1920 г.

Конфискация церковных ценностей для приобретения хлеба голодающим Поволжья. 1921 г.

Конфискация церковных ценностей для приобретения хлеба голодающим Поволжья. 1921 г.

Снятие церковных колоколов перед отправкой на металлургический завод. 1925 г.

Снятие церковных колоколов перед отправкой на металлургический завод. 1925 г.

Школьники-безбожники наносят на доску фамилий людей, пришедших в церковь на Пасху. Саратовская область, 1928 год. ТАСС

Школьники-безбожники наносят на доску фамилий людей, пришедших в церковь на Пасху. Саратовская область, 1928 год. ТАСС

В московском детском саду рисуют плакат к празднованию 12-ой годовщины Октябрьской революции. 1929 г.

В московском детском саду рисуют плакат к празднованию 12-ой годовщины Октябрьской революции. 1929 г.

Почтовый киоск в Мытищах, 1930 год.

Почтовый киоск в Мытищах, 1930 год.

Бригада рабочих московского завода "Красный пролетарий" оправляется на посевную кампанию. 1930 г.

Бригада рабочих московского завода «Красный пролетарий» оправляется на посевную кампанию. 1930 г.

Комсомольцы-бетонщики после рабочей смены на плотине Днепростроя. Запорожье, 1932 г.

Комсомольцы-бетонщики после рабочей смены на плотине Днепростроя. Запорожье, 1932 г.

Школьники у агитмашины, 1938 г.

Школьники у агитмашины, 1938 г.

17

И.В. Егоров, бывший кучер Л.Н. Толстого, выносит из освобожденного дома писателя в Ясной Поляне бутылку шнапса и каску, оставшиеся после немецких солдат. 1941 г.

И.В. Егоров, бывший кучер Л.Н. Толстого, выносит из освобожденного дома писателя в Ясной Поляне бутылку шнапса и каску, оставшиеся после немецких солдат. 1941 г.

Красноармеец ведет на допрос предателя Токарева, служившего при немцах бургомистром, 1942 г.

Красноармеец ведет на допрос предателя Токарева, служившего при немцах бургомистром, 1942 г.

Музыкант на одной из улиц Сталинграда, 1942 г.

Музыкант на одной из улиц Сталинграда, 1942 г.

Лейтенант американской армии Фрэнк Нонкок, освобожденный из немецкого плена, в одесском порту, 1945 г.

Лейтенант американской армии Фрэнк Нонкок, освобожденный из немецкого плена, в одесском порту, 1945 г.

Траурный митинг в Воронеже, посвященный памяти И.В. Сталина, 1953 г.

Траурный митинг в Воронеже, посвященный памяти И.В. Сталина, 1953 г.

Празднование 41-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Москве, 1958 г.

Празднование 41-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Москве, 1958 г.

Олег Сизов/ТАСС, сортировщицы пенькозавода села Каменовки, Курская область, 1964 год

Олег Сизов/ТАСС, сортировщицы пенькозавода села Каменовки, Курская область, 1964 год

Итальянская киноактриса Софи Лорен в зале заседаний Верховного Совета СССР, Москва 1965 г.

Итальянская киноактриса Софи Лорен в зале заседаний Верховного Совета СССР. Москва 1965 г.

 

По материалам Галереи Печатники
из архива первого официального информационного агентства России.

Подготовила Татьяна Алешина

для www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)