10 марта 2014| Бернал Джон Десмонд в газете "Британский союзник", издавалась в 1942-1949 гг.

Учёные — фронту

Британский союзник — общесоюзная газета. Издается с мая 1942 года министерством информации Великобритании по договорённости с советскими властями. Выходит еженедельно по воскресеньям. В 1949 году советское правительство решает закрыть газету из-за углубляющихся политических противоречий между СССР и Великобританией.

После закрытия газеты в 1949 году, один из её редакторов — Арчибальд Джонстон остался в СССР, сменил британское гражданство на советское и жил в Москве до своей смерти в 1969 году.

***

Профессор, член Лондонского Королевского общества Джон Десмонд Бернал

Профессор, член Лондонского Королевского общества Джон Десмонд Бернал

За четыре года войны достигнуты огромные успехи в использовании всех данных британской науки для борьбы с врагом. Наука превратилась из комплекса разрозненных проблем мирного характера, изучавшихся отдельными учёными, в единое, хорошо направленное оружие, увеличивающее мощь армии, авиации и флота.

Процесс перестройки еще не кончен. Остаётся сделать очень много, как в области организационной работы, так и в решении целого ряда проблем. Но в трудной школе опыта мы уже научились использовать науку так, как мы в Британии не использовали её никогда.

***

Научные исследования, проводившиеся в Британии в начале войны, можно было бы разделить на три группы:

  1. Так называемая «большая наука», которой занимались только в высших учебных заведениях и различных институтах, и которая не обещала каких-либо практических результатов в ближайшее время.
  2. Научно-технические исследования проблем, имеющих непосредственное практическое значение. Эта работа проводилась главным образом в исследовательских лабораториях промышленных фирм.
  3. Исследовательская работа, проводившаяся под контролем Департамента научных и промышленных исследований, которая изучала проблемы, занимавшие среднее положение между «большой наукой» и чисто техническими вопросами, а также работой нескольких медицинских и сельскохозяйственных исследовательских учреждений.

Военной наукой и приложениями науки в военной технике занимались в сравнительно небольших исследовательских организациях армии, флота и военно-воздушных сил.

Старейшая научная организация страны, так называемое Королевское общество не было, как Академия наук в Советском Союзе, частью государственной организации. В основном это было место встреч ведущих ученых, научное издательство.

***

Война не привела к каким-либо коренным изменениям в структуре научных организаций, но заставила их приспособиться к удовлетворению военных нужд и вызывала большой приток научных работников в научные организации.

Незадолго перед войной был составлен в национальном масштабе список научно-технических работников, куда были занесены сведения о квалификации каждого учёного и техника.

Система регистрации постепенно превратилась в систему направления учёных и техников на работу в те области, где ощущалась наибольшая нужда в них.

Понятно, что при этом не всегда приходилось учёным и техникам продолжать заниматься тем, чем они занимались в мирное время. Война показала, например, что спрос на физиков очень велик и не может быть удовлетворен одними физиками-профессионалами. Многие химики и биологи, поэтому занялись проблемами, относящимися к физике. Научно-исследовательские организации, разрабатывающие военно-технические проблемы, чрезвычайно выросли за время войны и продолжают расширять свою работу. Одновременно с этим многие другие лаборатории и институты, как правительственные, так и университетские, также были поставлены на службу войне.

Почти все отделы Департамента научных и промышленных исследований, как-то: Национально-физическая лаборатория, Дорожная исследовательская лаборатория, Строительная исследовательская лаборатория и прочие, заняты [сейчас] почти исключительно военными проблемами.

***

Расширение научно-исследовательской работы потребовало создания соответствующих центральных руководящих органов. Были созданы консультационные советы, составленные из ведущих деятелей науки, во многие правительственные органы направлены учёные-консультанты.

Эти консультанты были наделены ответственными функциями. Являясь более опытными учёными, с более широким знанием ресурсов страны, они смогли, во-первых, найти наиболее подходящих людей для решения каждой отдельной проблемы. Во-вторых, они действовали в качестве научного жюри, давая заключения по итогам работы различных научных учреждений. Используя свое большое влияние в научной среде, они сумели обеспечить наиболее правильное и целесообразное руководство наукой в условиях военного времени.

В военное время перед наукой стоят две главные задачи: во-первых увеличить военный потенциал страны; во-вторых, помочь обеспечить армию совершенным оружием, найти новые методы использования его. Чтобы выполнить первую задачу, надо расширить и усилить научную работу, направив её на повышение продуктивности всей страны как целого. Задача решается в трудных условиях, при нехватке людей и материалов.

 ***

Развивать надо промышленные, медицинские исследования и в особенности, учитывая нашу возросшую зависимость от внутреннего производства, расширять научно-исследовательскую работу в области сельского хозяйства.

Во всех этих отраслях задача состоит в том, чтобы расширить и ускорить ту работу, которая проводилась ещё до войны. Основным нововведением является скорее более быстрое и правильное использование достижений науки, чем изменение организации самой научной работы.

Благодаря новым методам руководства промышленностью и сельским хозяйством мы имеем сейчас возможность добиться быстрого и целесообразного применения результатов научных исследований.

Что касается военных отраслей науки, то здесь недостаточно было одного расширения масштабов работы. Пришлось изменить и методы и детали организации исследовательской работы.

***

Военная наука занимается тремя главными вопросами — усовершенствованием оружия, изысканием новых средств для борьбы с изобретениями врага и вопросом прямого использования данных науки при разработке новой стратегии и тактических приемов.

В мирное время более или менее усиленные исследования проводились только по первому вопросу. В военное время необходимо не только ускорить процесс создания новых, более совершенных видов вооружения — самолетов, танков, орудий, но и учитывать при этом трудности производства, связанные с недостатком сырья и использованием неквалифицированных рабочих.

Ученые помогли постоянно совершенствовать вооружение британской армии и увеличить производство военных материалов, указав при этом методы, дающие большую экономию рабочей силы и сырья.

Примером может служить производство орудий. В результате изучения явлений, происходящих при взрыве внутри ствола орудия, оказалось возможным уменьшить расход металла и тем самым сделать орудие более легким и удобным. Выяснилось, что можно использовать менее ценные сорта стали и сэкономить много ценных легирующих металлов.

Проведена огромная опытная работа по использованию взрывчатых веществ. В значительной части исследовательская работа проводилась учеными, специализирующимися в более абстрактных областях математической физики.

До того как началась война, невозможно было точно сказать, какое нужно выпускать вооружение. Даже в военное время приходится проводить некоторую работу для того, чтобы дать ответ на этот вопрос. Виды оружия, созданные в мирное время, неизбежно подвергаются изменениям в соответствии с требованиями войны и в связи с появлением новых видов контрвооружения врага.

Необходимо постоянно пересматривать конструкции самолётов, танков, орудий и другого вооружения. Науке принадлежит в этом деле почётная роль.

***

В начальный период войны большая работа была выполнена в целях открытия средств борьбы с многочисленными «таинственными» видами оружия, которыми Гитлер пытался запугать нас. Разнообразнейшие мины и бомбы, снабженные хитроумными взрывателями, были превращены в безвредные игрушки, благодаря быстрой, самоотверженной исследовательской работе британских учёных. Некоторые из них поплатились своей жизнью за преданность родине.

В области радио произошла подлинная битва между британскими учеными н немецкими изобретателями. В невероятно короткие сроки находились контрмеры против всех ухищрений врага.

Одна из характерных черт нынешней войны — использование во фронтовых условиях сложного научного аппарата. Ученые не могли попросту передать исследовательскую работу военным. Они должны были сами выехать на фронт, чтобы на месте изучить действие нового аппарата, обучить военных пользоваться им и наметить пути дальнейшего улучшения предложенного оружия. Так, во втором году войны появилась третья совершенно новая форма помощи ученых войне. Ученые начали изучать и анализировать военные операции.

Сейчас при командирах частей и соединений армии, флота, авиации работают так называемые группы изучения операций. Ученых интересует все — бомбардировки, артиллерийский огонь, борьба с подводными лодками, связь и транспорт. Эти группы служат звеньями связи между фронтом и исследовательскими организациями, которые совершенствуют на родине работу военной промышленности.

Учёные быстрее и более точно, чем это делалось раньше, определяют истинные потребности вооруженных сил Британии и обеспечивают удовлетворение этих нужд.

Но поле деятельности ученого в армии этим отнюдь не ограничивается. Война стала механизированной, и работа различных частей военной машины может быть подвергнута такому же анализу, как и работа промышленных предприятий.

***

Многое могут дать и уже дали статистические методы при подсчете необходимых сил для разрушения вражеских позиций различными тактическими приёмами. Статистику начали использовать в военном деле ещё до войны. Статистическому анализу подверглась, например, тактика воздушного боя и в этом лежит одна из причин, определившая победу «Спитфайеров» в «битве за Британию».

Подход ко всем явлениям войны – чисто научный. Хотя в действительности приходится сталкиваться с чрезвычайно неожиданными и сложными ситуациями, всё же оказывается возможным выделить в каждом случае несколько основных определяющих моментов. Возьмём пример из тактики воздушной войны. Самолеты могут совершать воздушные налеты на различной высоте. Можно определить зависимость между потерями, которые несёт наша авиация и той высотой, на которой она летит. После того, как собран достаточно большой фактический материал, можно найти путем вычислений наиболее выгодные условия. Данные теории потом подвергаются практической проверке.

При бомбардировках Германии сейчас широко используются такие научно обоснованные тактические приемы.

Совершенно очевидно, что помощь науки ни в коей мере не уменьшает роль решительных и опытных военных командиров. Наука только позволяет им судить о вероятных результатах отдаваемых ими распоряжений, помогает им, как знание теории музыки помогает композитору.

В последние месяцы усилилось стремление к дальнейшему сближению между военным и научным руководством. Многим лицам высшего командного состава теперь выделяются научные консультанты. Мы идем к почти полному слиянию армии науки с армией бойцов на фронте и с армией тружеников тыла.

В огромной перестройке научной работы крупную роль сыграла Ассоциация научных работников. Передовые деятели науки настояли на полной мобилизации усилий всех ученых, потребовали прекращения всех затяжных научных работ, не имеющих военного значения, и предоставления каждому учёному возможности работать в той области, где его способности могут быть использованы наиболее эффективно.

***

На большой конференции по вопросам организации научной работы, состоявшейся в январе 1943 года, был выдвинут проект более рациональной, более эффективной и более цельной организации, ведающей наукой военного времени. Многие предложения ученых приняты. Назначен совет из трех консультантов при Министерстве производства, который должен обеспечить наиболее эффективное использование науки на службу фронту.

Такие же задачи ставит себе Парламентский научный комитет, состоящий из представителей 35 научных организаций и 70 членов Парламента и пэров. Существование такого комитета позволяет предлагать вниманию Парламента и правительства новые идеи и достижения ученых.

Наш краткий и по необходимости общий обзор работы британских ученых в военное время дает представление о том, чего мы достигли и что мы надеемся достичь. Но происходящая сейчас война не может быть делом одной какой-либо страны. Объединенные нации борются с общим врагом и за общую цель. Им нужно такое же тесное сотрудничество в области науки, как и в области военных операций.

Мы уверены, что это сотрудничество явится делом ближайшего будущего.

 

Знаете ли вы, что:

  1. С начала войны в Британии собрано 3 226 000 тонн утиля. Чтобы ввести столько сырья, потребовалось бы 650 судов водоизмещением в 5 000 тонн каждое.
  2. В декабре шахтеры Файфа, одного из графств Шотландии, работая по воскресеньям, выдали дополнительно 16 000 тонн угля.
  3. В 1939 году в графстве Лейстершир запахивалось только 27 000 гектаров земли из общей земельной площади 182 000 гектаров. Сейчас запахивается в три раза больше.
  4. 24 декабря 10 000-й самолет, пилотируемый летчиками Воздушной переправы, пересек Атлантику. Полет был безостановочным и продолжался девять часов. Потери при перелетах через Атлантику не превышают половины процента.
  5. Британское министерство информации выпустило 145 кинофильмов на социальные и военные темы.
  6. Через неделю после вторжения немецких захватчиков в СССР в Россию было отправлено 500 000 пар ботинок. К апрелю 1942 года все 3 миллиона пар, запрошенных Советским Союзом, были высланы из Британии. На отправку обуви было затрачено 40 000 тонн фрахта.

 

Источник: газета Британский союзник №2(74), 9 января 1944 г.

Оцифровка www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)