12 апреля 2010| Сафарян А.В., сопредседатель Армяно-российской межпарламентской комиссии

В случае поражения Советского Союза, армянский народ был бы уничтожен

Арам Виленович Сафарян

В четверг 8 апреля в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) состоялось открытие международной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы и интерпретации». В обсуждениях приняли участие представители систем образования и видные ученые различных стран.

С докладом выступил секретарь фракции партии “Процветающая Армения” в Национальном Собрании Республики Армения, председатель постоянной комиссии по правам человека и общественным вопросам НС РА, доцент кафедры международных отношений Ереванского государственного университета Арам Виленович Сафарян.

Уважаемые дамы и господа! 

Мы собрались на эту международную конференцию накануне большого праздника – 65-ой годовщины Победы над фашизмом. Этой победой завершилась многолетняя, самая кровопролитная в истории человечества война, результаты и итоги которой определили развитие глобальных процессов в последующие 65 лет. Итоги Второй Мировой войны, обусловленные результатами победы на полях сражений, определили и продолжают определять характер международных отношений, основополагающие принципы международного права, и, что немаловажно – гуманистические начала, к воплощению в реальность которых стремятся послевоенные поколения человечества.

Проблемы, связанные с попытками ревизии характера и итогов Второй Мировой войны, возникли не сегодня и не вчера, а точнее — после развала Советского Союза. Политическая историческая наука всегда была зеркалом доминирующих политических подходов и их продолжением. Поэтому освещение в исторической науке, а заодно и в учебных дисциплинах по истории, любых, в том числе и этих проблем, определялось доминирующими на данный период мировозренческими, политико-идеологическими дискурсами.

Позвольте обратить внимание уважаемой аудитории на некоторые аспекты данной проблемы.

1. Была ли победа союзников над фашизмом победой человечества в борьбе с общим врагом, и этим ли определяется общее стремление человечества совместными усилиями воспрепятствовать проявлениям нацизма, фашизма, расизма, ксенофобии? Насколько правомерны скрытые и явные попытки по- разному представить агрессивные устремления фашизма на Востоке и Западе Европы? Я имею ввиду то, что, по утверждению некоторых теоретиков — последователей двойных стандартов, оккупация Европейского континента может представлятся как порабощение свободных и суверенных народов, а попытку порабощения народов Советского Союза — как борьбу двух тоталитарных систем, которые даже при наличии разницы в их содержании, по форме не отличались или были очень схожы. Отсюда — попытка героизации тех, кто в борьбе с коммунистическими властями бывшего СССР не чурался сотрудничать с фашистскими оккупантами. Вопрос: почему захват Австрии, Чехии или стран Западной Европы гитлеровцами — это не имеющая никаких оправданий оккупация, а захват некоторых территорий Советского Союза — иногда может быть оценен как шаг, якобы способствующий развитию национальных государствообразующих процессов?

Истоки подобных воззрений обнаруживаются не только в последние 19-20 лет, после распада Варшавского пакта и Советского Союза. В западной историко – политической мысли такие подходы обнаруживались и до Второй мировой войны, и сразу после нее. И здесь главным мотивом было сначала оправдать стремление повернуть агрессивное острие фашизма на Восток против СССР, а после войны — заручиться поддержкой сотрудничавших с фашистами националистических политиков в “холодной войне” уже на уровне идеологической конфронтации. Ради справедливости нужно указать, что эти попытки отходили на второй план в ходе потепления международных отношений Восток-Запад, даже в системе биполярного мироустройства. Свидетельство этому – всем известные международные конвенции, ставшие основой послевоенного международного права, или же Хельсинкский акт 1975 года, положивший начало развивающегося политического процесса совместного поиска единой и неделимой безопасности пространства от Ванкувера до Владивостока.

2. Действительно ли фашизм и сталинизм схожи типологически или имеют общие корни? Этот вопрос стал особенно актуальным после распада Советского Союза, когда новообразованные государства не только объединились в Содружество Независимых Государств, но и стали членами Совета Европы, ОБСЕ, начали сотрудничать с НАТО. Я имею ввиду стремление новых независимых государств построить свободное, демократическое общество на основе общих с европейскими нациями ценностей.

В стремлении отказаться от тоталитарного прошлого в наших государствах начался интенсивный поиск ответов на вопросы: от какого прошлого нужно отказаться и что необходимо сохранить? Встав на путь суверенной государственности, республики бывшего Союза пошли каждая по своему пути, и враги одних скоро стали героями других, трагедии одних иногда встречали непонимание или просто отмашку других. Так нередко и пишется новая история народов постсоветского пространства в обстановке дезинтеграции, нежелания найти общие подходы и принципы, и то — на уровне политических элит. А если спросить у подавляющего большинства историков, психологов, политологов, специалистов среднего и старшего поколения постсоветского пространства, то они скажут, как и большинство простых людей, что по форме сталинизм конечно был тоталитаризмом. Но по содержанию он был несовместим с фашизмом. Здесь вам напомнят и интернационализм, сплотивший представителей всех наций и народностей, и равные социальные права всех граждан, и фактор уверенности в завтрашнем дне, и огромный, беспрецедентный образовательный и культурный прорыв общества тех лет. Очевидно, что миллионы людей погибли и жестоко пострадали из-за своих идейных и религиозных убеждений, а часто — даже и без них. Но тут же большинство этих простых людей, не вовлеченных в круги элит, напомнят, что почти всех их реабилитировали в 50-80-х годах, а инакомыслящих — 60-80-х годов – уже в годы перестройки и в постсоветское время. Не хочу вдаваться в детали данного аспекта. Я просто абсолютно убежден, что идентификация фашизма и сталинизма — кроме очевидного стремления поставить в один ряд победителя и побежденного — имеет целью способствовать углублению постсоветской дезинтеграции и разобщению. Именно поэтому важно, чтобы Россия твердо пошла по заявленному президентом Дмитрием Медведевым пути отказа от сталинских традиций и методов, о которых он говорил в своем Обращении в 2009 году. Именно тогда Голодомор станет не только национальной трагедией украинцев, а гибель миллионов казахов в степях в конце 20-х годов — трагедией только казахского народа.

Наш народ решительно порвал со сталинским наследием еще на заре нашей новообретенной независимости. Со сталинизмом, который волевым решением отделил населенный армянами Нагорный Карабах от Армении. Со сталинизмом, который уничтожил практически всю армянскую досоветскую интеллигенцию. Жертвами сталинских репрессий стали десятки тысяч армян. Однако абсолютное большинство граждан Армении сегодня твердо убеждены, что положительные стороны советской действительности, связи и большинство традиций тех лет необходимо сохранять и развивать.

3. О толерантности и принципе неприменения силы при решении спорных проблем. Долголетняя и кровопролитная Вторая Мировая война и после ее окончания являлась причиной ожесточения обществ и нового напряжения в международных отношениях в годы “холодной войны”. Кровоточащие раны, огромный материальный ущерб, причиненный войной, определили поведение людей в послевоенном мире, стремящихся найти и наказать виновников этой трагедии. Исторические решения Нюрнбергского процесса стали основой многолетнего поиска пособников фашизма в разных странах и их наказания. Важным уроком Второй Мировой войны является осознание человечеством необходимости быть более толерантным в межличностных, а также и в международных делах, и исключить возможность силового решения спорных проблем, в том числе на международном уровне. Исторически значимые документы, принятые в послевоенной Европе, до сих пор являются неотъемлемой составляющей международного права, и гуманизация как общественных, так и международных отношений является актуальной проблемой современности. В постсоветских обществах, которые продолжают поиск собственной идентичности, отношение ко Второй мировой войне и к лицам, сыгравших различные роли в ней, порой становится причиной поляризации между сторонниками и противниками той или иной трактовки событий истории, поводом для новой поляризации и нового ожесточения. Именно поэтому принцип примирения бывших врагов, пропаганда толерантности и следование принципу неприменения силы при решении различных спорных вопросов становятся особо актуальными, и они достойны того, чтобы их претворение совместными усилиями было задачей международного сообщества.

4. Я представляю небольшую страну – Республику Армения. 65 лет назад это была самая маленькая по территории и одна из самых маленьких по населению союзных республик. И несмотря на это в годы Великой Отечественной войны армянский народ отправил на фронт около 600 тысяч своих сыновей, около 300 тысяч из которых погибли в борьбе с фашизмом. Армяне явили миру замечательные примеры воинской славы: 3 маршала, 5 адмиралов, 79 генералов, 106 Героев Советского Союза. Более 70.000 воинов армян уже в военные годы были награждены орденами и медалями. Примечательный факт: по данным докладной записки Главного Политического управления Советской Армии об участии в войне представителей различных народов СССР (кроме русского) армяне по абсолютным цифрам занимали третье место среди офицеров- авиаторов, третье место среди офицеров артиллерии, четвертое место среди офицеров бронетанковых войск. Армяне-генералы были командирами более 20 дивизий. В войне участвовало 6 армянских национальных дивизий, среди них -трижды орденоносная горнострелковая Таманская дивизия, единственная из всех национальных дивизий, дошедшая до Берлина и принимавшая героическое участие в его штурме. Тысячи сынов нашего народа сражались в партизанских отрядах в Украине, Белоруссии, Крыму, на Северном Кавказе, в Прибалтике, а также в рядах антифашистского сопротивления во Франции, Греции, Болгарии, в других европейских странах.

Небольшая Армения, оказавшись в тылу фронтов, стала мощной кузницей, отправлявшей на фронт оружие и средства защиты, обмундирование и продукты питания. Напряженно работали в годы войны ученые-армяне. Ряд их фундаметальных исследований и открытий в области химии, биологии, медицины, термодинамики, изучения строения атома, использования ядерной энергии способствовали усилению мощи Советской Армии.

Накануне Второй Мировой войны Гитлер приказал не щадить и уничтожать неарийские народы. Он приказывал не бояться и не смущаться при этом. “В годы предыдущей войны были истреблены армяне. И кто сейчас об этом помнит?” — говорил он своим генералам перед захватом Польши. Спасшийся от полного уничтожения после Геноцида в Османской Империи в начале прошлого века, армянский народ внес посильную лепту в общую победу над фашизмом.

В коротком выступлении сложно перечислить имена и поступки всех тех, кто не щадил жизни в борьбе с жестоким врагом – фашизмом. Память о Великой Отечественной войне в сегодняшней Армении повсюду – в бережно охраняемых памятниках и мемориалах, в названиях улиц, парков и площадей, в наименованиях школ и ВУЗов.

Армянский народ твердо знает, что в случае поражения Советского Союза он встал бы перед реальной угрозой новой потери государственности и физического уничтожения. Поэтому даже после распада Советского Союза власти Армении конструктивно сотрудничают в рамках СНГ, ОДКБ, других международных организаций со всеми, кто считает важным поддержание памяти о Великой Победе и воспитание подростающих поколений на примерах патриотизма, героизма, самопожертвования тех лет.

Уважаемые коллеги!

Пока свежы воспоминания о той страшной войне, человечество будет предпринимать все, чтобы избежать новой всемирной катастрофы. Как только мы будем говорить о Второй Мировой войне как о чем-то давно прошедшем и потерявшем актуальность, сразу возникнет искушение вновь решать мировые проблемы с позиций силы. Я думаю, что эта — главная мысль, которая должна быть заложена в основе философии соответствующих образовательных программ.

Благодарю за внимание.

www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)