1 мая 2013| Вассоевич Андрей Леонидович, д.ф.н., профессор

Ясеновац — трагедия всего человечества

Андрей Леонидович: В годы Второй Мировой войны тягчайшие преступления против человечности совершали не только немецкие национал-социалисты. Не менее страшные злодеяния происходили и на территории независимого хорватского государства. Об этом наша сегодняшняя радиопередача.

Скачать

Подготовка сегодняшнего выпуска Петербургского исторического клуба заняла у нас немало времени и сил. Дело в том, что ещё 28 октября 2010 года в Санкт-Петербургском государственном университете проходила международная научная конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Само это слово «Ясеновац», в отличие от других страшных названий, — Освенцим, Аушвиц, Бухенвальд, Майданек, – к сожалению, известно немногим. А между тем речь идёт о концентрационном лагере, в котором творились жестокости, по сравнению с которыми блекнут злодеяния даже совершённые немцами, носившими эсэсовскую форму. Ясеновац был концентрационным лагерем хорватским. И, вероятно, некоторые особенности южного темперамента и превратили Ясеновац в настоящий земной ад. Потому что всё-таки немецкий народ всегда отличала холодность, рационализм, а многие преступления, совершавшиеся в Ясеноваце, были ещё замешаны на садизме потому, что южная кровь, как мы хорошо знаем, всегда горячее северной. И сегодня в студии Санкт-Петербургского Дома радио присутствуют участники международной научной конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Это наш дорогой гость из Лондона, профессор Срболюб Живанович, председатель международной комиссии «Истина о Ясеноваце».

Срболюб Живанович: Добры вечор драги слушаваци радио Санкт-Петербурга.

Андрей Леонидович: Кроме этого, в студии присутствует Симо Брдар, музейный советник, режиссер фильмов, посвящённых теме хорватского геноцида. Он представляет здесь Сербскую Республику Боснию и Герцеговину.

Симо Брдар: Большой привет и добрый вечер всем слушателям радио Петербурга.

Андрей Леонидович: Должен честно сознаться нашим радиослушателям, что когда я входил в великолепный Петровский зал Санкт-Петербургского государственного университета, я был в приподнятом настроении, бодрым и весёлым человеком. Но когда под вечер я покидал Петровский зал, то я чувствовал себя тяжело больным.

Любому вузовскому преподавателю всегда, конечно, приятно через много-много лет увидеть знакомое лицо, памятное ему по тем временам, когда он вёл свою преподавательскую деятельность. И я в Петровском зале университета с умилением увидел Игоря Валерьевича Носова, который закончил РГПУ им. Герцена в 1996 году, т.е. в том году, когда я впервые начинал там работать в качестве профессора кафедры «Всеобщей истории». И, конечно, мне захотелось тоже Игоря Валерьевича пригласить в Дом радио и спросить его о впечатлениях, связанных и с международной научной конференцией.

Игорь Валерьевич: События в Ясеноваце – это трагическая история не только для сербского народа, но и вообще для всего мира. И очень обидно, что она, в отличие от трагедий Освенцима, Треблинки, Майданека, Бухенвальда, Дахау не так широко известна всему миру, как вышеперечисленные. И я считаю, что это неправильно.

Усташи казнят заключённых в концлагере Ясеновац.

Андрей Леонидович: Фильм, который снял Симо Брдар, настолько страшен, настолько чудовищен, что любой нормальный человек не может воспринимать его спокойно. А фильм не художественный, а документальный. И я попросил бы господина музейного советника Симо Брдара рассказать, как родилась идея этого фильма.

Симо Брдар: Я уже тридцать лет занимаюсь изучением усташского геноцида и холокоста евреев и цыган. Я познакомился при своём изучении с очень-очень интересным человеком. Это господин Кадик Данон, Брако. Я предложил ему снять этот фильм.

Андрей Леонидович: Разрешите, я у Вас спрошу, что же из себя представляет главный герой Вашего фильма, главный свидетель обвинения?

Симо Брдар: Он пережил этот концентрационный лагерь и все эти ужасы концентрационного лагеря. Когда я предложил сделать документальный фильм, он молчал. Потом сказал мне: «Отложим ненадолго. Надо собрать силы, чтобы рассказать об этом». Через несколько дней позвонил ему по телефону: «Ну, постараемся». Потому что это страшные свидетельства, это страшные муки из концентрационного лагеря. И мы начали снимать. Снимали один день. Потом он мне позвонил: «Вот на следующий я не могу.» – «Почему, господин Данон?» – «Что-то плохо с сердцем. Надо отдохнуть».

Андрей Леонидович: Я знаю, что профессор Срболюб Живанович  был знаком с героем Вашего фильма.

Срболюб Живанович: Да, я был знаком с господином Даноном, мы с ним неоднократно беседовали, и я даже сказал прощальное слово на его похоронах, прощаясь с телом. Он потерял 45 родственников в этом концентрационном лагере, и об этом им была написана книга «Пресечённый род Данонов». На фотографиях, представленных в видеоряде, ясно виден печально известный палач, священник католической церкви Филиппович Майсторович по прозвищу «фра-сатана», который во время убийства пил кровь своих жертв. Господин Данон с расстояния примерно 30 метров был свидетелем этой ужасной сцены, о которой мы ещё позже скажем, когда хорватские палачи молотками разбивали сербским детям головы и бросали их в ров. Обо всех этих ужасах господин Данон не мог говорить без слёз. Я тоже не могу без слёз вспоминать 1964-й год, когда довелось заниматься раскопками и доставать из земли размозжённые черепа несчастных детей: детей сербских, еврейских, цыганских, которые были убиты в этом лагере. Общие жертвы лагеря Ясеновац – 700 тысяч сербов, 23 тысячи евреев и 80 тысяч цыган.

Симо Брдар: Герой фильма принадлежал к евреям. Но очень важно отметить, что он достоверный свидетель. В лагерь он попал, когда ему было 18 лет. Это свидетельство важно для изучения геноцида и холокоста в концентрационном лагере Ясеновац. Нужно сказать, что фильм «А Бог молчал…» демонстрируется уже три года. И во всех странах мира его принимают, как поучение целому миру, всем людям на планете. И эти свидетельства Данона очень важные. Он учёный человек, по-моему, говорил на пяти языках. Я выбрал одно выражение, его жестикуляцию, где он рукой показывает, что произошло. Я назвал его жестикуляцию «фактографической жестикуляцией».

Андрей Леонидович: Да, уважаемый Симо Брдар, я тоже ведь, когда последние кадры Вашего фильма были показаны в Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета, понял, что мы обязательно должны познакомить с этим фильмом, а главное, со страшными свидетельствами, которые Вы задокументировали, слушателей Петербургского исторического клуба, то есть жителей Санкт-Петербурга. Эта работа тоже потребовала времени, потому что она, действительно, любого нормального человека после знакомства с этим материалом делает просто больным. И тем страшнее думать о том, что были люди столь извращённые, что они могли получать наслаждение от ударов тяжёлым молотом по основанию черепа малолетних детей, пить кровь убитых жертв. И это, честно говоря, сатанизм в чистом виде. И ведь не случайно заключённые концентрационного лагеря Ясеновац окрестили одного из самых страшных палачей, католического священника, «фра-сатана».

Симо Брдар: Я глубоко уверен, что этот проект основал и покрывал всё это время Ватикан и католическая церковь перед Второй Мировой войной. Этот проект подразумевал выбор места концентрационного лагеря Ясеновац. Он был средоточие сербских стран. Значит, выбранное место. Затем следующее, настоящая тренировка будущих злодеев. И вот они наслаждались своими жертвами. В том особенность концентрационного лагеря Ясеновац. Он вот по величине был первым концентрационным лагерем в независимом государстве Хорватия и третьим по величине в оккупированной Европе. Но по методам ликвидаций и мучений узников ему нет равного в истории  целого человечества. Есть ещё самый значительный вопрос: все концентрационные лагеря во времена Второй Мировой войны, даже и в странах фашистской коалиции, сохранены, и они служат, как мемориальные комплексы.

Андрей Леонидович: Учат человечество не забывать зверства Второй Мировой войны.

Симо Брдар: Вот видите, что произошло с концентрационным лагерем Ясеновац. После окончания войны разрушили все объекты концентрационного лагеря. Вот ради чего? Это подтверждает то, что это проект. Чтоб спрятать следы хорватского геноцида и холокоста. И это тоже его особенность. После него можно сказать, что сербов в Хорватии вообще нет.

Андрей Леонидович: То есть была проведена этническая чистка?

Симо Брдар: Да. Да.

Андрей Леонидович: И чтобы в этом ни у кого из наших радиослушателей не осталось сомнения, мы вместе с доцентом кафедры истории балканских и славянских стран исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, дьяконом Русской Православной Церкви Московского Патриархата Владимиром Василиком подготовили аудио-версию документального фильма Симо Брдара.

К. Данон Б.: Я, Кадик Данон Брако, последний еврей в Югославии, который пережил концентрационный лагерь Ясеновац в Независимом Хорватском Государстве усташей. В моей семье от усташей и немцев пострадало 45 ближайших родственников в 1941-1945 гг., и в 1941-м году я оказался в лагере Ясеновац. Утром нас выстроили перед бараком. Подошёл усташ и стал требовать от начальника группы, чтобы он выделил несколько сильных молодых людей для работы вне лагеря. Меня отобрали вместе с остальными и вывели за пределы лагеря. Нас привели на берег реки Сава. Мы перешли вброд реку и оказались на другом берегу. И мы подошли к костру, где стояли 2-3 усташа и грелись. Один посмотрел на меня, заметил, что у меня хорошие ботинки и приказным тоном сказал: «Дай мне их!». Я сказал ему, что, конечно ему отдам, но прошу его дать мне какие-нибудь другие. Он сказал: «Пройди мимо этих домов и там ты найдёшь для себя башмаки». В конце деревни я нашёл башмаки, которые мне подходили по величине, и взял их.

Когда я прошёл последний огород, то увидел огромный вырытый ров, огромную братскую могилу, из которой шёл пар. Подойдя поближе, я увидел в этом рву огромное число убитых сербских крестьян, от которых шёл пар. Это значит, что они были убиты совсем недавно. Когда я рассказал об этом начальнику группы Барарону, Барарон мне сказал: «Это самое большое кладбище, которое находится здесь. Там массово убивают людей, которые вообще даже не попадают в лагерь. Из вагона их прямо ведут к реке Саве и там убивают».

В тот день я был направлен с группой лагерников на место, где находилась большая площадь, а рядом с ней длинные бараки у самой воды. Они находились в непосредственной близи с деревянными и проволочными огромными воротами, воротами из двух створок, в которые только входили, но никто из них не выходил назад. Я заметил, что к воротам подходила колонна сербских крестьян. Среди них были мужчины и женщины, дети, старики и старухи. Среди них я заметил одну крестьянку, молодую и красивую, с платком на голове. Наверное, ей не было и 25-ти лет. На груди она держала совсем маленького грудного младенца, а за юбку держался мальчик лет четырёх-пяти. К ней подошёл усташ, грубо оторвал от неё маленького мальчика и грубо оттолкнул его в ту сторону, где собирали, а затем гнали детей. И снова подошёл, чтобы отнять у женщины грудного младенца, которого она держала на своих руках. Она крепко держала ребёнка, а он ухватился за него и стал выдирать его из её рук с тем, чтобы вырвать младенца из материнских объятий. На лице матери я видел выражение боли и скорби, присуще матери, которая защищает своё дитя. Левой рукой она держала своего ребёнка, а правой вцепилась в глотку усташу и стала его душить. Между тем, другой усташ подошёл к ней со спины и нанёс ей страшный удар прикладом. Она упала на своего ребёнка. А усташ, которого она душила, в ярости кинулся на неё, перевернул её на спину и снова стал отнимать ребёнка. Но женщина крепко держала ребёнка, а он каблуком сапога ударил её в живот. Женщина испустила дух, и он смог оторвать от неё ребёнка. Затем он схватил ребёнка, поместил его две ножки между своими тремя пальцами и стал крутить его по воздуху. Крутил его до тех пор, пока не насладился его болью и тогда изо всех сил ударил ребёнка о землю рядом с головой женщины. Голова ребёнка раскололась, обрызгав лицо матери кровью и мозгом…

Симо Брдар: Господин Данон пережил инфаркт, и мы должны были сделать перерыв, чтобы продолжить снова эти рассказы. Их тяжело пережить. В таких условиях мы снимали. Но он сказал: «Я постараюсь. Я не желаю умереть, пока не расскажу эту агонию в концентрационном лагере». И вот, стараясь и благодаря его намерениям сказать правду о Ясеноваце, мы знаем девять его рассказов об этом страшном концентрационном лагере Ясеновац.

К. Данон Б.: Мы были построены перед бараком. Нам выдали лопаты и заступы, и через лагерные ворота мы отправились на огромное Ломенское поле. Усташи нас заставили копать ров глубиной до двух метров. Когда мы выкопали, усташи велели нам отойти на десяток метров от могилы. Вдалеке я увидел десяток идущих усташей, а перед ними шло нечто низенькое маленькое. Когда подошли поближе, то оказалось, что это были дети. Очевидно, это были сербские и еврейские дети. Они были грязные, худые, оборванные, босые. И в глазах их сквозил ужас, который невозможно передать. Тогда один из усташей подошёл к этой группе детей и сказал: «Дети, кто из вас хочет, чтобы мы вас привели к вашим папам и мамам?» Дети немедленно закричали: «Я! Я! Я!» Вокруг этих детей кольцом собрались усташи. Я видел сам, как один усташ брал ребёнка, передавал его другому, тот третьему, и наконец, передавали последнему, который стоял перед могилой. Усташ передавал ребёнка другому и, наконец, последний перед самой могилой нагибал ребёнку голову, бил ему по затылку деревянным молотком, и я слышал последний крик ребёнка и стук тела, падающего в могилу. Я с ужасом смотрел на эту чудовищную картину, а рядом со мной сидел еврей, гораздо старше меня, ободранный и изнурённый. Он поднял голову к небу и громко сказал: «Боже, если ты есть, то пошли гром твой с небес и убей этих злодеев». Он громко дважды произнёс эти слова, но Бог молчал. А усташи делали своё дело. Для меня это самое тяжёлое воспоминание, которое я вынес из Ясеноваца.

Андрей Леонидович: Итак, дорогие радиослушатели, вы имели возможность познакомиться со звуковой версией страшного фильма, созданного Симо Брдаром, и этот фильм видели, конечно, участники международной научной конференции, проходившей в Петровском зале в здании 12-ти коллегий. И одним из участников конференции была Татьяна Владимировна Шаркова, преподаватель немецкого языка, в том числе, как я помню, и на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. И я хочу спросить у Татьяны Владимировны о Ваших впечатлениях, связанных с конференцией, связанных с этим страшным правдивым фильмом о геноциде.

Татьяна Владимировна: После докладов был показан фильм с хроникой событий, которые произошли в концлагере. Фото и кинокадры геноцида – результат зверств, которые были произведены в этом концлагере. И вот неторопливые комментарии единственно оставшегося в живых еврея, свидетеля этих событий, он передавал на словах отдельные эпизоды. И эти эпизоды заставили содрогнуться всех, кто сидел в зале. Особенно пронзительны были эпизоды с маленькими детьми. С открытыми, наивно, доверчиво смотрящими глазами, эти дети передавались из рук в руки по цепочке к вырытому двухметровому рву, и в последней инстанции, последним человеком они получали удар по основанию черепа и бросались в этот ров. Горы человеческих тел, горы разного рода видов обуви. Это обвинение в геноциде православных сербов, которые приравнивались к цыганам. Был геноцид и самих цыган и евреев, несомненно, это армия католических капелланов, которые возглавляли все эти действия, не могла действовать без указаний, без благословения их кардинала. И этот кардинал Алоизие Степинацбыл канонизирован Ватиканом после всех этих событий и произведён в святые. Это всё заставляет нас задуматься об истинном лице католического священства, об их намерениях, и о том, как мы к ним должны относиться после этого. Нужен ли диалог с ними православных людей, которые православную Сербию подвергали таким ужасным испытаниям?

Андрей Леонидович: Конечно, в школьных учебниках истории, Татьяна Владимировна, нашим детишкам рассказывается и об ужасах инквизиции, и о сожжении людей на площадях городов. Но то, что произошло в лагере Ясеновац в ХХ веке, в каком-то смысле намного ужасней. Потому что даже изображения, показывающие, как огонь охватывает Савонаролу на площади во Флоренции, не так страшны, как документальные кадры, связанные с убийством малолетних невинных детей.

Это страшная трагедия, о которой, конечно, никто не имеет права забывать. И здесь я бы хотел попросить публициста из Сербии Ранко Гойковича, издателя целого ряда очень интересных книг, тоже поделиться своими впечатлениями о петербургской конференции и о фильме, со звуковой версией которого мы познакомились.

Ранко Гойкович: Спасибо большое за приглашение. Я не имею много разговорного опыта, но хорошо понимаю, и возможно лучше, чтобы я говорил по-сербски, а брат Павел переводил.

Эта конференция имеет очень большое значение не только для России и Сербии, но и для всего православного мира, поскольку, как Вы точно подметили, мы много знаем о средневековой инквизиции, однако белым пятном для нас является подлинный холокост сербов со стороны католиков.

Всякому нормальному человеку после просмотра этого фильма тяжело удержаться и от слёз, и от глубочайших беспросветных размышлений о подлинном состоянии нынешней европейской цивилизации. Мой доклад был посвящен отношению святителя Николая Велимировича к этому геноциду, об отношении немолодого Николая Велимировича, но уже сформировавшегося зрелого архиерея, прошедшего через пекло Дахау. И в своей службе, посвящённой новомученикам сербским, пострадавшим в Ясеноваце, он каждой своей строкой обвиняет не Независимую державу хорватскую, но стоящий за всем этим Ватикан. И свою поэму он завершает словами:

«О, многие страдальцы, под холмиками влажными!
Достигли вы победы над христианством ложным».

Татьяна Владимировна: Целью усташей, то есть католических хорватов была очистка территорий от сербов. А выживших они должны были насильственно окатоличить. И делалось это часто руками самих католических священников с невероятными зверствами и дьявольским упоением. Хорватский народ и католическая церковь получили на своё чело каинову печать. Ею отмечено всё их будущее и вечность. Их жертвы обрели венцы вечной жизни.

Андрей Леонидович: Да, это действительно так. И фильм, который теперь в звуковой версии знаком нашим радиослушателям, это неумолимо подтверждает.

Игорь Валерьевич: Такой фильм, а также книги, журнальные статьи, которые выходят больше в Сербии, меньше в России, помогают открыть глаза, больше света на закрытые темы.

Андрей Леонидович: Наши радиослушатели, конечно же, обратили внимание, что в студии Петербургского исторического клуба звучал ещё один мужской голос, голос переводчика с сербского. И он принадлежит Павлу Вячеславовичу Тихомирову. Павел Вячеславович известный литератор не только в нашей стране, но и в Сербии. И вот сейчас передо мной лежит его книга «О крсту святого владыки Николая». Я правильно произнёс название Вашей книги? И как я понимаю, заслуга издания этой книги принадлежит Ранко Гойковичу?

Павел Вячеславович: Да, разумеется.

Андрей Леонидович: Тем не менее, ведь у Вас были книги, изданные по-русски, в частности «Белые пятна на сербском кресте» и «Зона умолчания». «Зона умолчания» выходила на сербском языке, насколько я помню, два раза. И конечно, было бы несправедливо, если бы мы воспользовались Вами только, как переводчиком. Конечно, хотелось бы услышать, Павел Вячеславович, Ваше мнение.

Павел Вячеславович: Мне очень трудно что-то добавить к услышанному, столь эмоциональному. Однако есть, как минимум, две вещи, на которых я бы хотел заострить внимание. Во-первых, на конференции один из докладчиков выступил с мыслью о том, что некорректно называть злодеяния хорватов проявлением клеронацизма, что не является проявлением обычного агрессивного национализма. И, исходя из того, что агрессия была направлена не только против православных, но также против иудеев и против язычников, а также то, что хорваты вполне лояльно относились к тем православным, которые позиционировали себя как черногорцы, и уничтожали только сербов, что мне хотелось бы сказать в этой связи? Поскольку люди, совершавшие эти жесточайшие преступления, были воспитаны не какими-то абстрактными националистами, но вполне конкретными католическими священниками, и вся их жестокость является воплощением именно того духа, который взращивался, к сожалению, той частью католической церкви, которая не просто предана забвению, не просто осуждена, но беатифицирована, мы имеем право говорить именно о феномене клеронацизма.

И второе, в Сербии каждый школьник знает о тех жестокостях, которые проявляли германские нацисты, исполнявшие приказ Кейтеля «сто за одного», когда за одного убитого немецкого военнослужащего расстреливалось 100 заложников, за одного раненого 50. Я не хотел бы обелять немцев, но получилось так, что немцы убили на территории Югославии – 10 тысяч человек, а хорваты – миллион. Однако о преступлениях немцев мы всё знаем, а о преступлениях хорватов, к сожалению, до сих пор были какие-то недомолвки.

Андрей Леонидович: Конечно, не следует превращать немецкий народ в этакого «козла отпущения» потому, что злодеяния совершались зачастую не только немцами, но и их подголосками, коллаборационистами, которые порой для того, чтобы доказать своему немецкому нацистскому хозяину свою верность и преданность, действовали со значительно большей жестокостью и со значительно большим садистическим упоением, чем холодные и безжалостные обладатели эсесовских кортиков, на которых было написано: «Meine Ehre heißt Treue!» –»Моя честь называется – верность!» Такова страшная правда истории. И поэтому, когда сегодня наметилась тенденция обелять гитлеровских пособников, обелять коллаборационистов, начиная от генерала Андрея Андреевича Власова и кончая усташевским движением, любой честный историк должен этому противодействовать.

Мне хотелось бы попросить профессора Срболюба Живановича, нашего лондонского гостя подвести некоторый итог сегодняшнему нашему заседанию, посвящённому трагедии Ясеноваца.

Срболюб Живанович: По моему глубокому убеждению, единственное, что может победить зло, это истина. Поэтому мы должны утверждать истину, отыскивать её и убеждать в истине тех, кто способен к убеждению. Мы убеждены также в том, что несчастный хорватский народ стал таким грозным убийцей своих собственных граждан, православных сербов, евреев и цыган, повинно именно воспитание в лоне католической церкви.

Андрей Леонидович: Ну и, наверное, будет правильно, если итог сегодняшней передачи подведёт музейный советник Симо Брдар, режиссер фильма, посвящённого концентрационному лагерю Ясеновац.

Симо Брдар: Как музейный советник и как режиссер многих фильмов на тему холокоста и геноцида в концентрационном лагере Ясеновац, я не размышляю – в них факты, показанные миру. И зрители на основе этого строят своё отношение к этой теме. Более того, убеждён, что эти фильмы — послание человечеству. Я на этой конференции предложил  идею: создать памятник в честь жертв концентрационного лагеря Ясеновац здесь, в Санкт-Петербурге. Это сделали в Нью-Йорке, сделали в Герцигове и Черногории. И я считаю, что памятник в честь жертв — очень важно. На этом памятнике мы напишем, кто был злодеем, кто жертва и что произошло в этом концентрационном лагере. Санкт-Петербург  – одно из самых знаменитых мест на планете. Этот памятник заслуживает достойного места в Санкт-Петербурге вот почему: в концентрационном лагере Ясеновац убито много русских — это белогвардейцы, те, которые бежали после Октябрьской Революции, и там их ждала страшная судьба.

Мемориал на месте концентрационного лагеря.

Андрей Леонидович: Мне кажется, что идею, которую высказал музейный советник Симо Брдар, надо поддерживать. Ведь концентрационный лагерь Ясеновац – это трагедия не только сербского народа, это трагедия не только тех народов, которые оказались убиты вместе с сербами, в том числе и русских офицеров, которые бежали от Гулага, а оказались в месте ещё более страшном, чем любой из советских лагерей. Это трагедия всего человечества.

Павел Вячеславович: И мне хотелось бы сказать ещё словами Срболюба Живановича, который сказал, что если эта истина будет открываться миру, то, быть может, это поможет воспрепятствовать повторению этой трагедии, этих страхов и ужасов.

 

Эфир записи: от 13 февраля 2011 года.

Текст для www.world-war.ru
подготовила: Юлия Николаева

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)