4 декабря 2009| Сак Ксения, Дымова Марина

Дискуссионный клуб ПСТГУ: причины Второй Мировой войны закладывались в Первой мировой войне

В минувшее воскресенье в работе дискуссионного клуба ПСТГУ приняли участие кандидат исторических наук, доцент Б.А. Филиппов и преподаватель ПСТГУ, руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне», протоиерей храма Всемилостивого Спаса Александр Ильяшенко. Публикуем обзор выступлений.  

Борис Алексеевич Филиппов

Выступление кандидата исторических наук Бориса Алексеевича Филиппова было посвящено позициям государств и общественному мнению в межвоенный период и развивалось в русле концепции единства двух мировых войн. В 1919 году был подписан Версальский мирный договор, имевший немало «подводных камней». В результате страны оказались в положении, когда они могли либо ожидать реванша, либо его готовить. Германия была объявлена главной виновницей войны и должна была понести самое тяжелое наказание. Остро встал территориальный вопрос: границы Германии, Венгрии, Австрии, Болгарии были значительно урезаны. Франция, одна из стран-победительниц, заняла главенствующее положение в континентальной Европе, нейтрализовав своего главного политического противника в этом регионе.

В Германии было образовано демократическое правительство. Борис Алексеевич подробно остановился на истории его создания. Накануне капитуляции состоялась встреча немецких генералов Людендорфа и главнокомандующего и начальника Генерального штаба Генденбурга. Они пришли к выводу, что война проиграна. Однако в армии и у населения сохранялась уверенность, что немцы выйдут из войны победителями – многочисленные победы в сражениях на чужой территории были тому наглядным подтверждением.

Желая снять с себя ответственность за поражение, генералы обратились к императору с требованием создать демократическое правительство, сторонники которого выступали против войны. Таким образом, в глазах общества инициаторами капитуляции и подписания мира оказались социал-демократы, получившие значительное количество мест в парламенте. В потерпевших поражение странах-союзницах Германии также были созданы социал-демократические правительства в надежде на то, что это смягчит позиции Англии, Франции и США по отношению к агрессорам. Надежды оказались напрасными.

Были ли европейские страны готовы к новой войне? По утверждению Бориса Алексеевича, население Франции, Великобритании, США панически боялось и не допускало возможности повторения Первой Мировой. Именно поэтому Франция, например, не была в состоянии отразить нападение Гитлера в 1939 году: президент Даладье был вынужден спешно заказывать вооружение и военную технику у Америки. В связи с этим, нападение Германии на Советский Союз рассматривалось в разгромленной Европе не иначе, как возможность поставить промышленность своих стран на военные рельсы.

Что касается разгрома Германии в 1945 г. и подписания мира, Борис Алексеевич подчеркнул, что проигравшие страны не были поставлены в положение изгоя, как это было в 1919 году. Начиная с 1947 года, они получали экономическую помощь. Немцы осознали преступность развязанной Гитлером войны лишь спустя 20 лет сугубо по своей инициативе.

В заключении Борис Алексеевич отметил, что в своей международной политике страны, прежде всего, руководствовались прагматичными национально-государственными интересами. «Если Гитлер нападет на Англию, — обмолвился Черчилль, — то я заключу союз с сатаной».

протоиерей Александр Ильяшенко

В своем выступлении отец Александр Ильяшенко отметил, что причины Второй Мировой войны закладывались Англией и Францией, странами-победительницами в Первой мировой войне. Нарушив условия перемирия, которые предложил американский президент Вильсон, и которые приняла Германия, Англия и Франция силой навязали унизительные для Германии условия мира, оказавшегося непрочным и непродолжительным. Ложь и обман, национальное унижение вызвали негодование германского народа, которым умело воспользовался Гитлер, с необыкновенной энергией прокладывая нацистской партии путь к власти. Таким образом, как писал английский историк Фуллер: «Версальская система, провозгласив мир, в основе которого лежали ложь и насилие, спровоцировала новую мировую войну».

В после революционные годы и даже в годы Великой Отечественной войны, русскому народу пришлось вынести неслыханные гонения и гнет со стороны советской власти, цинично именовавшей себя народной, и одновременно вести смертельную схватку с исключительно сильным и беспощадным врагом, фашистской Германией.

У Н.В. Гоголя в повести «Тарас Бульба» мы читаем: «Но разве есть на свете такие огни и муки и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу?». Так что же это за сила такая, которая русскую силу пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный. Поэтому нужно искать ответ в духовной сфере. Интересно отметить, что глубокий и верный ответ прозвучал в творчестве Константина Симонова: талант – это дар Божий, как таковой, он позволяет его обладателю проникать в суть вещей. В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» Симонов пишет:

«Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук, ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих».

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917-го года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и русского православного народа. Сотни тысяч православных русских людей своею жизнью и своею смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря их подвигу, принявшим на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти, ценой своих страданий и крови одержавшим нравственную победу в неравной борьбе, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано, вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала страна огромная как один человек на священную войну, что прадеды — победители в борьбе за веру и правду вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога внукам своим силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне. «Известна, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой середины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного сплошного камня. Отвсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух» (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»).

Великая Отечественная война – это не борьба идеологий, и не борьба одного социального строя с другим, а борьба за бытие народа, за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте.

Удивительное самоотвержение, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

 

Подготовили: Ксения Сак, Марина Дымова.
Фотографии: Александра Филиппова.

www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)