12 сентября 2016| редакция сайта

«Элита для фюрера» или «Академия смерти»

В начале сентября в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся просмотр военной драмы «Академия смерти», созданной Деннисом Ганзелем в 2004 году. Выбор редакции www.world-war.ru пал на этот фильм не случайно. Накануне был проведен опрос в социальной группе портала Facebook о военных фильмах, которые участники группы могли бы посоветовать для просмотра и обсуждения. Эта картина была названа среди прочих известных, в том числе, советских кинолент. Точный перевод названия фильма с немецкого — «Элита для фюрера» [1].

Просмотр фильма "Академия смерти". Библиотека им. Ф.М. Достоевского. www.world-war.ru

Просмотр фильма «Академия смерти». Библиотека им. Ф.М. Достоевского. www.world-war.ru

Германия, 1942 год. Воспитанников одной из национал-политических академий готовят на руководящие посты Третьего рейха. Главный герой фильма — Фридрих Ваймер — родом из бедной семьи и мечтает добиться в жизни большего, чем его родители. Страстное увлечение героя — бокс. Однажды на ринге его замечает преподаватель из элитной национал-политической академии и приглашает поступить в это учебное заведение. Фридрих получает шанс изменить свою жизнь, подняться по  социальной лестнице, выбиться в люди. Отец запрещает сыну учиться там, но тот подделывает в прошении родительскую подпись и уезжает без ведома. В прощальной записке угрожает отцу сообщить в гестапо о его негативном отношении к академии в случае, если тот пожелает его забрать.

В фильме прослеживается несколько тем. Во-первых, политическая тема. Нацистское государство утверждает свое место в мире, захватывает другие страны и уничтожает народы, что делает востребованным создание идеологических школ и доминирующие их положение среди прочих образовательных учреждений. На занятиях пропагандируется арийская обособленность от других народов по внешнему признаку и призванию. Классическая немецкая культура и гуманистические ценности отвергнуты. Подросткам прививают ненависть не только к другим народам, но и к психологически и физически слабым среди своих сверстников. В Гитлерюгенд могли попасть и учиться дети из любых социальных слоев, независимо от материального достатка или социального статуса. Нравственный выбор, который в течение развития событий в картине каждый раз делают ее герои, отражает внутренний мир и трансформацию каждого. Фридрих в течение картины показывает хорошие результаты на ринге, тренируется, стремится к победе. После смерти друга в нем происходит внутренний слом. В финале картины подросток, участвуя в поединке и имея явное превосходство над своим соперником, прекращает борьбу. Ценности и переживания выражаются в характере персонажей, противостоянии или принятии правил жизни внутри школы и всей страны, мира того времени. Что такое самоубийство Альбрехта – это поступок слабого беспомощного подростка или сила характера, не способная мириться с окружающей ненавистью и убийством?

Возможно, социальная тема является доминирующей. Подростки многократно видят убийства – в стенах самой академии, и при выполнении задания по отлову русских беженцев — это попытка включить зрителя в реальный исторический контекст. Конфликт отцов и детей показан рефреном, присутствует у обоих ключевых героев. Хочется отметить, пленные русские в картине показаны людьми. Ведь можно было показать матерых мужиков, которые защищались бы ломом или палками. Очевидно, это осознанный выбор режиссера. Беглецы русские – такие же дети, как и подростки Гитлерюгенд.

Однако нравственная тема, очевидно, самая главная. Даже при нацистском режиме были другие немцы, другие люди. Не все были ярыми национал-социалистами и убийцами. Важная вещь, которую следует подчеркнуть – человеку на самом деле очень трудно убить другого человека. Американцы проводили исследования, которые показали, что большинство американских ветеранов, когда стреляли во врага, стреляли мимо, специально не целясь [2].

В фильме затронута и тема коррупции. Существует миф о том, что в Третьем рейхе коррупции не было, как и при Сталине. Она была! Если говорить о реалистичности некоторых кадров в картине, здесь курсанты слабо отжимались, а кадры, где ученики проплывают под ледяным покровом озера, кажутся приукрашенными. Легко сопоставить, как занимаются действующие военные и как это показано в фильме, в реальности – это, конечно, жестче. Для сравнения взять военные фрагменты новостей на канале НТВ. Здесь объективно — слабо. Хотя в политической академии из ребят делали политруков. Они не должны были воевать, но в связи с истощением людских ресурсов в Германии, их все же послали на фронт. Эти молодые люди не должны были быть пушечным мясом. Это руководители, будущие гауляйтеры. Для них физподготовка не стояла на первом месте. Отец Альбрехта после вести о кончине сына произнес: «Слишком слабый!» В контексте картины это звучит, как слабый духом, не солдат Фюрера.      

Еще о фрагменте в конце фильма, когда главный герой встал в ступор в поединке, не совсем ясно отражена его внутренняя работа. Кадр как бы несколько завис. Герой должен принять решение, сделать окончательный удар и остаться в Академии, продолжить карьеру или сдаться и кончить все. На трибунах восторженные лица учеников и преподавателей, скандирующие его имя…

Другой фрагмент, где курсант на учениях не смог выбросить гранату из окопа — также выглядит натянуто. Преподаватель несет полную ответственность и должен надлежащим образом  проинструктировать и предугадать реакцию вверенных ему людей. Однако это предстаёт не так, мы видим, как именно учитель первым выпрыгнул из окопа и после этого не понес наказания. Зритель находится в неведении дошла ли эта существенная деталь о его поступке до руководства.  Причина, по которой курсант не выполнил, казалось бы, естественных действий для собственного самосохранения – возможно в некачественном отборе претендентов на учебу, либо психика подростка за время учебы в столь жестких условиях надломилась.

Фильм в целом хороший! В нем мало пафоса, наигранности. Можно отметить избыточную сентиментальность режиссера. Думается, этот фильм можно рассматривать как шаблон для любого учебного заведения, перемещаясь в определенные временные реалии.   

[1] Elite für den Führer
[2] Dave Grossman On Killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society. 1996.

 www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)