4 июня 2014| Уокер Грэхем для газеты "Британский союзник", издавалась в 1942-1949 гг.

Роль мотоциклов на войне

В этой войне транспорту, обслуживающему авиацию, танки и артиллерию, предъявлены требования, которые до войны показались бы просто невыполнимыми.

Старая пословица «нужда — мать выдумки» никогда ещё так не оправдывала себя, как в наши дни, и особенно в отношении транспорта, принятого на вооружение британской армией, где каждая единица моторного транспорта, начиная от крохотных грузовичков и кончая огромными танковыми транспортёрами, представляет собою конструкцию, отличную от обычных пассажирских и грузовых машин мирного времени.

Единственное исключение из этого правила — мотоцикл. Британская армия пользуется мотоциклами, которые в основных конструктивных чертах сходны со своими гражданскими прототипами мирного времени.

Это объясняется различными требованиями, которые предъявлялись к британскому моторному транспорту в мирное время.

Мотоциклы строились в основном для нужд спорта, требующего, чтобы машина обладала исключительной прочностью и могла сравнительно легко и уверенно преодолевать пересеченную местность. Мотоциклетный спорт весьма популярен среди британской молодежи, вот почему британская армия имеет не только добротные мотоциклы, но также и прекрасных мотоциклистов.

***

Мотоциклетный спорт делится на два основных вида: скоростные стайерские гонки на дистанцию приблизительно 420 км и состязания на сильно пересеченной местности, продолжающиеся от одного до шести дней.

Первый вид этих состязаний стимулирует усовершенствование мотора и трансмиссии, а второй — механизма управления и распределения нагрузки, помогая водителю избежать чрезмерного утомления.

Величайшим врагом мотоцикла являются пески, и поэтому мотоциклы не могли принести большой пользы во время кампании в Африканской пустыне. К этому ещё при­бавилась исключительная трудность создания воздушного фильтра подходящего размера.

Но в Северо-западной Африке, с её узкими горными тропами, мотоциклисты получили возможность проявить себя во всем блеске. Здесь они встретились с такими препятствиями, как глубокая грязь на дорогах, предательски скользкие камни и мелкие, но бурные речки, которые им не раз приходилось преодолевать у себя на родине в Британии.

Аналогичные условия встретились и на итальянском театре военных действий. Можно сказать, что чем ближе к Берлину, тем чаще мы будем слышать о мотоцикле.

Несмотря на развитие радиотехники и прочих видов связи, мотоцикл все ещё является важнейшим элементом связи, ибо зачастую только он способен пробраться по дорогам, забитым бесконечными колоннами грузовиков и орудий.

В британской армии мотоциклисты используются для доставки военных донесений, регулирования грузовых караванов, ремонта линий связи, для обслуживания танковых и артиллерийских полков, полицейской службы и ряда других специальных назначений.

bike

***

В мирное время наиболее мощные машины, которыми пользовались британские мотоциклисты, были оборудованы одноцилиндровыми моторами воздушного охлаждения, ёмкостью от 360 до 500 кубических сантиметров.

Эти машины неизменно побеждали почти во всех важнейших европейских гонках и состязаниях на прочность и поэтому оказались вполне приспособленными для совершенно аналогичных условий военной службы.

Мотоциклы этого типа были всесторонне проверены армейскими специалистами перед войной, поэтому, когда началась война, удалось без задержки получить необходимое количество мотоциклов.

Заводам, ранее производившим сотни мотоциклов для частных потребителей, пришлось лишь покрыть слоем защитной краски яркую расцветку очередной партии машин, после чего их сразу же можно было отправлять в армию.

В основном британская армия получает на вооружение шесть типов одноцилиндровых мотоциклов. Они снабжены 4-тактными двигателями воздушного охлаждения, ёмкостью от 350 до 500 кубических сантиметров. Все машины имеют четыре скорости с ножным переводом, цепную передачу, проходящую через масляную ванну.

Все машины оборудованы магнитным зажиганием с динамо и электробатареей, смазка производится по методу сухого нагнетания, при котором масло постоянно и с большой быстротой циркулирует из специального резервуара через соответствующие фильтры. Передние и задние покрышки применяются 8,125-сантиметрового сечения.

Приблизительный полный вес мотоцикла, заправленного горючим и маслом, составляет 170 килограммов, максимальная скорость — от 105 до 112 километров в час.

Клиренс составляет 12,5 сантиметра. Передняя рессорная вилка поворачивается в пределах до 15 сантиметров.

***

Не считая некоторых второстепенных усовершенствований, в том числе установки улучшенных воздухоочистителей и запасной пары седельных вьюков, эти машины дела­ются по гражданскому стандарту.

Одноцилиндровые двигатели обладают ещё одним существенным преимуществом, помимо облегчения ремонта и упрощения проблемы запасных частей, — несколько прерывистый цикл толчков позволяет заднему колесу врезаться в грязь и касаться твердой почвы, между тем как гладкий цикл хода многоцилиндровой машины часто приводит к буксованию.

В сравнении с некоторыми мотоциклами, принятыми на вооружение противником и весящими до 270 килограммов, британские машины легки и послушны управлению.

Только те, кому приходилось тёмной ночью обгонять колонну в 30 — 40 неосвещенных грузовиков, движущихся по середине крутой, изрытой воронками и покрытой грязью дороги, способны оценить значение облегченного веса машины.

В дополнение к этим основным типам мотоцикла выпускается ещё два типа меньших машин, оборудованных 2-тактными двигателями ёмкостью в 125 кубических сантиметров и весящих 60 килограммов. Эти машины предназначаются для особых нужд. Кроме того имеется крохотная, с одной скоростью, складная машина, приводимая в движение 2-тактным двигателем емкостью в 98 кубических сантиметров, для британских парашютных войск.

Эта машина, весящая всего лишь 32 килограмма, укладывается в цилиндрический футляр, диаметром в 37,5 сантиметра, и может быть в течение одиннадцати секунд после приземления извлечена из футляра, собрана и пущена в ход. Несмотря на свой малый размер, этот мотоцикл развивает скорость до 56 километров в час и годится даже для водителя весьма высокого роста.

***

Несколько слов о подготовке мотоциклистов. В первые годы войны водители мотоциклов набирались из тысяч любителей-спортсменов.

По мере истощения этого источника возникла необходимость подготовить новые кадры мотоциклистов из числа людей, незнакомых с этим видом спорта.

Под руководством всемирно известных спортсменов были подготовлены кадры инструкторов; в целом удалось выработать весьма совершенную систему подготовки мотоциклистов.

Стандартный курс обучения, который проводится преимущественно в суровой холмистой местности или на открытой, но сильно пересеченной территории, способствует тому, что даже новичок быстро приобретает уверенность и умение обращаться с машиной. Продолжительность учебного курса зависит от того, к какой специальности готовят солдата.

Каждый британский офицер, до бригадира включительно, обязан уметь управлять мотоциклом. Этот урок мы вынесли из Дюнкерка, когда многим старшим офицерам удалось спастись от плена, благодаря умению управлять мотоциклом в условиях непроходимости прочих видов транспорта.

Офицеры получают необходимую подготовку, пройдя трехнедельный курс мотоциклетной езды. В эту программу входят езда с включенным двигателем через водный рубеж, глубиною в 45 сантиметров, и способы переноски машины через реку, глубина которой не позволяет перебраться на машине.

Их обучают также зигзагообразному маневрированию на крутых подъемах, притом так, чтобы ни водитель, ни машина не потерпела ущерба, и искусству управления акселератором при езде по пересеченной местности.

Для тех, кто предназначается для постоянной работы с мотоциклами — фельдъегерь, регулировщик движения автоколонн, военный полицейский и другие, — полный курс обучения может занять до шести месяцев.

Отметим, что такие мотоциклисты, как фельдъегеря, должны обладать выдумкой и инициативой.

При них не будет офицера, который ими руководил бы, или сержанта, который давал бы им приказания. Им приходится пробираться на своей машине по любой местности. В случае повреждения, — самим его устранять, а если это невозможно, то уметь управлять любым другим видом моторного транспорта.

В худшем же случае мотоциклист должен уметь добраться к месту назначения пешим порядком, ориентируясь по компасу. Среди мотоциклистов прочно укоренилась одна традиция: донесение должно быть доставлено, чего бы это ни стоило.

***

Кавалериста учат, прежде всего, заботиться о коне, а потом уже о себе. Точно так же мотоциклист, который, в конце концов, является механизированным конником, воспитывается в такой же традиции. Его боевая работа, да и сама жизнь, зависят от исправности машины. Следовательно, она требует постоянного ухода.

В отличие от коня, который требует отдыха, мотоцикл может оставаться в ходу двадцать четыре часа в сутки изо дня в день. Бывает, что одним и тем же мотоциклом пользуется несколько человек, поэтому чрезвычайно важно не забывать про уход за машиной и не полагаться на то, что этим займется другой.

Во избежание этого выработано особое расписание ухода за машиной. По этой системе текущий уход делится на шесть последовательных этапов. Таким путем, кто бы ни воспользовался мотоциклом в тот или иной день, он точно знает, какой уход требуется машине.

Этот распорядок вместе с инструкцией, определяющей, какой ремонт может быть произведен самим водителем и какой специалистом-механиком из ремонтной мастерской, помог британской армии выжать максимум пользы из стандартных мотоциклов, которые лишний раз подтвердили свою репутацию, завоеванную ими до войны по всему миру.

 

Источник: Британский союзник 22 (94) Воскресенье, 28 мая 1944 года.

Оцифровка www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)