23 апреля 2010| Елков Игорь

Ученые и педагоги из СНГ,ЕС,США: как школьникам преподают историю Второй Мировой войны

8-9 апреля 2010 года в Российском институте стратегических исследований прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», приуроченная к 65-летию Победы. Ученые и педагоги из СНГ, Евросоюза и США сравнили, как в их странах школьникам преподают историю Второй мировой войны.

Споры после битвы

Финк Кэрол, профессор департамента истории Государственного Университета Огайо (США)

— Эйзенхауэр остановил свои войска на Эльбе, чтобы позволить советским войскам взять Берлин, — рассказывает Кэрол Финк, профессор истории Госуниверситета Огайо. — Этот финальный трюк, по его мнению, мог облегчить последующие взаимоотношения с СССР. Впрочем, не облегчил — злой Сталин начал экспансию в Европу…

Данная трактовка финала войны — не личная версия профессора. Так в США учат в школах детей. Профессор Финк бесстрастно анализирует американские учебники. Там черным по белому: верховный главнокомандующий англо-американских экспедиционных сил генерал армии Дуайт Эйзенхауэр в 1945-м «разрешил» русским взять столицу Германии. Правда, кроме политических соображений генерал руководствовался и чисто гуманистическими.

— Он также хотел сохранить жизни американских солдат, — цитирует учебник госпожа Финк. — Ведь очень много советских солдат погибли на подступах к Берлину. Кстати, по американской версии истории Второй мировой войны, День Победы — 7 мая 1945 года, а немцы капитулировали не в Берлине, а в городе Реймс.

Заметим, что капитуляция в Реймсе — не прямая фальсификация, а скорее, недоговоренность. Или вольная интерпретация исторической правды. На самом деле дело было так: после самоубийства Гитлера власть перешла к адмиралу Карлу Деницу. Русского плена немцы боялись панически. Ночью 7 мая 1945 года в небольшой реймсской школе, где располагался штаб верховного главнокомандующего англо-американских сил, представители Деница предложили принять у них капитуляцию, надеясь сдать в плен как можно больше своих солдат американцам и англичанам. Советский представитель генерал Иван Суслопаров оставил свою подпись на документе, но с припиской, что это не окончательное соглашение.

Считать капитуляцию в Реймсе предварительной потребовал именно Сталин. На том основании, что главную тяжесть войны на своих плечах вынес советский народ, а не союзники. И капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции.

Наше требование было выполнено: в ночь на 9 мая 1945 года в Карлсхорсте (восточная часть Берлина), в двухэтажном здании бывшей столовой немецкого военно-инженерного училища подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Присутствовали представители СССР, США, Великобритании и Франции.

Церемонию — немаловажная деталь — открыл маршал Жуков. По московскому времени это произошло 9 мая в 00.43. После подписания документа немецкой делегации указали на дверь, а союзники остались праздновать Победу.

И вот это уже — документально зафиксированная история. Не советская и не американская — общая.

С М-16 на штурм Рейхстага

— В 2005 году 52 % граждан формировали свое представление о Великой Отечественной на основе семейных преданий и воспоминаний, а также от контактов с участниками войны, — говорит сотрудница Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова. — А вот в нынешнем 2010 году таковых уже не больше 25 %.

Живых свидетелей войны все меньше, и, естественно, возрастает роль иных источников знаний — книг, фильмов.

Доктор исторических наук Тамара Семеновна Гузенкова обобщила исследование, проведенное по инициативе РИСИ: эксперты проанализировали школьные учебники России, Белоруссии, Украины и Приднестровья и свыше тысячи тестов, сочинений и рисунков школьников. Картина получилась пестрая.

Выступление д.и.н., проф. Т.С. Гузенковой

Так, украинским детям в школе внушают, что их страна всегда жертва. А Вторая мировая — это битва двух тоталитарных монстров, Гитлера и Сталина. Между ними ставится знак равенства. А истинные герои Второй мировой на Украине не Красная армия и не советские солдаты, а солдаты ОУН-УПА. Показательно: на детском рисунке украинского школьника, посвященном 65-летию Победы, в руках советского бойца — американская винтовка М-16. Тем не менее учебники в стране одни, а результат их изучения разный.

«Считаю, что во время войны всем уважающим себя украинцам нужно было пойти за немцев. Ибо, по-моему, с немцами жилось бы лучше. Немецкое командование хотело уничтожить большевистскую власть и дать людям свободную жизнь».

«Идет активная перепись истории под интересы правящих элит. Что бы не писали об ОУН-УПА, они ничем не отличались от фашистов. Степану Бандере дали звание героя Украины. Стоит вспомнить аллею с прибитыми к деревьям польскими младенцами. Это геройство?! Прадед рассказывал: однажды село захватили бандеровцы. Председателя сельсовета повесили в центре села, а его семерых детей передушили. Считаю, что нам должно быть стыдно за таких «героев».

Это — строки из школьных сочинений. Обычная киевская школа, дети учились у одних педагогов по одним и тем же учебникам.

Леонид Решетников, директор Института стратегических исследований:

— Во многих украинских и прибалтийских учебниках история войны переписана с точностью до наоборот. Наши исследователи заглянули в украинские школьные сочинения. Половина написала, что Бандера — герой, что москалей надо бить. Вторая половина написала, что Бандера — преступник, русские — наши друзья.

Пантеон героев

Эксперты РИСИ в разных городах России предложили молодым людям назвать героев войны.

В Калининграде это:

советский народ, маршалы Жуков, Рокоссовский, Василевский, молодогвардейцы, красноармеец Матросов, диверсантка Космодемьянская, летчик Гастелло, партизан Ковпак, генерал Панфилов.

Во Владивостоке:

маршалы Жуков, Рокоссовский, Говоров, генерал Карбышев, генералиссимус Сталин, летчик Гастелло, красноармеец Матросов, летчик Маресьев, генерал Панфилов, советский народ.

Рейтинг

Фильмы о войне, наиболее запомнившиеся молодежи (в ходе исследования РИСИ):

«В бой идут одни старики»
«А зори здесь тихие»
«Мы из будущего»
«Семнадцать мгновений весны»
«Ленинград»
«Они сражались за Родину»

Источник: «Российская газета» — Неделя №5159 (80)
от 15 апреля 2010 г.

Фотографии: Татьяны Алешиной www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)